Пора плести лапти
Фото Ольги Беляковой
Речь не о том, чтобы менять ботинки на лапти, а о том, чтобы сохранить народные ремесла, саму историю Руси. Не зря ведь говорят: «Без лапотника не было бы и бархатника». А без Марии Суховой из добровского села Преображеновка не было бы в нашем регионе и самого ремесла.
Она единственная потомственная лапотница Липецкой области и одна из старейших мастериц страны, умеющая плести эту незамысловатую крестьянскую обувь, ставшую сегодня национальным достоянием.
Интересное кино
Лыко драть Марии Михайловне уже не под силу — ей 90 лет. А осень самое время для дранья ивового луба, из которого плетет Мария Сухова свои знатные лапти. Вот и решили в Преображеновке всем миром заготовить материал, чтобы ей на всю зиму хватило.
Но и тут без мастерицы не обошлось. Потому что дорогу к заветным местам, где растут подходящие ивы, знает только она. Ведь не такое простое это дело, как иногда пословицы представляют, — по некоторым из них драть лыко означает чуть ли не бездельничать. А Мария Сухова за своим лыком километры хаживала по непроходимым лесам, окружающим Преображеновку.
Глава Преображеновского сельсовета Лариса Емельянова, по инициативе которой учителя и сотрудники школы, активисты села организовали эту волонтерскую акцию, вспоминает поход за лыком с восторгом. Сначала ехали на машине, потом вслед за Марией Михайловной пробирались такими нехожеными тропами, что испугались: заблудились. Но она не только каждый кустик указала, с которого надлежало запастись лыковыми связками, но и успешно всех вывела назад к оставленной машине. Все путешествие к заветным «делянкам» и заготовку лыка засняли на камеру — и не только для истории.
Через года и расстояния
В Преображеновке задумали создать фильм о Марии Суховой: о том, как она плетет лапти, как живет. Хотя бы на память.
Но не менее важно, считают в селе, подробно зафиксировать весь процесс производства самобытной обуви, которую крестьянская Россия, да и Европа тоже носила веками, прежде чем выйти на столбовую дорогу истории эдакими бархатниками в кожаных сапогах. Мастеров осталось мало, они уходят, скольких еще успеют научить ремеслу?
Тем более времена наступили такие, что от ковида не спрятаться даже в дальней лесной деревне. А онлайн-трансляции, видеоролики в какой-то мере компенсируют невозможность очных занятий с учениками. В том числе и теми, кто живет далеко — в Липецке и даже других регионах, откуда иногда приезжают в Преображеновку увлеченные народным творчеством люди разного возраста. В их числе известный в Липецке фольклорист Владимир Юрьев. Получив навыки ремесла у Марии Суховой, он и сам уже проводит в областном центре открытые уроки по плетению лаптей.
Культурными маршрутами
Кстати, лаптеплетение является объектом нематериального культурного наследия Липецкой области федерального значения. Благодаря этому ремеслу Преображеновка вошла в путеводитель «Культурные маршруты России». Но особенность ремесла в том, что его не освоишь за несколько часов и даже дней. Обучение занимает довольно продолжительное время, от заготовки сырья до владения инструментом плетения кочедыком, которым Мария Сухова орудует уже — даже сложно представить себе! — более восьми десятков лет.
В ее родительской семье было шестеро детей, жили трудно. И уже после первого класса девочке пришлось бы завершить свое образование, потому что обуться было не во что, а босиком в школу не пойдешь. Вот дед и стал учить ее плести лапти. Так начинался ее «культурный маршрут», который успешно проложила она и в XXI век.
Кому это надо
Действительно: какие-то лапти, лыко, кочедык. Кому это сегодня надо, в век цифровых технологий? Когда классику на сценах «продвинутых» театров ставят в пошлых версиях, а популярные певцы завывают что-то типа «первый раз и уже экстаз».
Однако что делает человека человеком, а народ — народом? Культура. А это, по емкому определению известного советского пушкиниста Юрия Лотмана, «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека». То, что воспитывается, привносится, что передается людям в качестве культурного багажа от поколения к поколению. И прежде всего это нематериальные ценности и традиции: народа, страны, семьи.
В этом смысле на вопрос: «Кому это надо?» — есть только один ответ: нам всем. Надо, чтобы Мария Сухова с ее лаптями и кочетыком могла заниматься своим ремеслом и сохранять его как народное достояние. Надо музеям, театрам, фольклорным коллективам, туристам, организаторам народных фестивалей и гуляний. Надо людям, землякам иметь перед глазами такой удивительный пример верности своей деревне, семейному промыслу. Надо власти обеспечивать активное долголетие пожилых и связь поколений, поддерживая таких интересных редких людей, как Мария Сухова, живую достопримечательность края.
Продолжение следует
Тем более поддерживать Марию Михайловну одно удовольствие. В 90 лет она поражает своей самостоятельностью. Весной посадила картошку, убрала ее и даже опустила в погреб. А в минуты отдыха между огородными работами связала всем внукам по паре теплых зимних носков. А внуков у нее 12.
Те, в свою очередь, заботятся о бабушке: перекрыли крышу, переложили пол, вставили пластиковые окна. Она была против, а теперь рада: тепло, не дует.
Один из внуков подарил ей электрическую прялку. Да-да, вяжет бабушка из собственной пряжи, которую прядет из овечьей шерсти. Местный фермер не находит ей применения, а Марии Суховой польза.
Помогать разрешает себе только в исключительных случаях. Если вы все сделаете, то что мне останется, говорит она решительно. Заготовленное лыко разделила по только ей понятным сортам, замочила в тазах. Степень его готовности к работе определяет на ощупь: «чтобы под мою руку», объясняет. На днях сообщила, что лыко готово к работе, так что продолжение фильма следует. А значит, и само ремесло в Преображеновке продлится, и ученики с помощью мастерицы успеют еще руку набить…
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Первые крючки для плетения лаптей обнаружены в неолитических стоянках, поэтому считается, что люди плели обувь из растительных волокон уже в каменном веке.
На Руси самое раннее письменное упоминание о лапте встречается в «Повести временных лет» (985 год).
В поговорке «Не каждое лыко в строку» последнее слово означает ряд, и мастер всегда знал, какое лыко в какую строку вплетать.
Из лыка, корней деревьев, пеньки плелись не только лапти, но и кошелки, коробы, кресла и даже столы, а также детские игрушки, коврики-рогожки, рыболовные и охотничьи снасти.
Самым знаменитым лапотником России можно считать Петра Великого: по некоторым данным, в Эрмитаже еще в начале XX века хранились сплетенные им лапти.
До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты. Лыковое снаряжение существовало даже в Красной Армии: до 1918 – 1920 годов солдаты ходили в лаптях.
Сегодня лапти чаще всего используются как сувениры и обереги: по древним поверьям лапоть привлекает в дом удачу, достаток, счастье, защищает от болезней, от зависти. Для домового в маленькие лапотки подкладывали сладости, чтобы задобрить его.