Общество

Судьба позвала за баранку

Судьба позвала за баранку

Николай Скопинцев в профессии уже четверть века

Профессиональный водитель — это, скорее, образ жизни для тех, у кого крепкие нервы, ясная голова и позитивное отношение к окружающему миру.

О жизни за баранкой нам рассказали работники пассажирского транспорта. Все три героя не один десяток лет трудятся в «Липецких автобусных линиях».

Мечтал с детского сада

Владимир Николенко работает уже 38 лет. За руль потянуло с детства, когда в автобусах ездил в детский сад по родным ленинградским улицам. Родители были против такой перспективы, после школы убедили пойти в институт — но не срослось, бросил вуз. Поступил на водительские курсы, куда звала душа. За пять месяцев освоил мастерство, потом работал на предприятиях в разных городах. В Липецк перебрался вместе с семьей — отца-военного направили в местную часть.

— О выборе своем не жалею, — говорит Владимир. — Да, дело не из легких: за рулем подолгу не каждый усидит. Но и приятное в работе находим.

Еще только пробуждается ото сна город, а шофер уже закачивает воздух в тормоза, греет двигатель. По пути до первой точки маршрута видит, как рассвет неспеша очищает небо, из дворов тут и там появляются прохожие, на пустых трассах мигают еще отключенные светофоры. На остановке салон автобуса понемногу наполняется первыми пассажирами — работяги спешат на заводские смены. Солнце все выше поднимается над горизонтом, на дорогах гуще становится поток машин.

— В этом вся прелесть профессии: чувствовать, как живет город, — объясняет Владимир.

Бывают, конечно, и «завалы» на работе — особенно по праздникам. Но приятно смотреть, как люди спешат за покупками для праздничного стола, а затем довольные едут домой с продуктами или подарками.

Сейчас Владимир трудится на маршруте, которым липецкие рабочие добираются до одного из предприятий особой экономической зоны. Утро его выглядит так — к шести часам на работе. Самостоятельная проверка машины, прохождение комиссии у механика, затем у медика — машина и водитель без этого не покажутся на маршруте. Выезд на линию: первая остановка — переулок Попова, сбор работников предприятия по городу, поездка до ОЭЗ «Липецк».

— После рабочего дня развожу пассажиров обратно, — продолжает Владимир. — Порой из-за пробок в гараж возвращаюсь поздно, но с легкой душой: пассажиров довез благополучно!

От трагичного до смешного

За баранкой случается всякое — знает каждый шофер, а уж тем более, водитель автобуса. Николай Скопинцев за 25 лет в профессии повидал немало ДТП.

— Однажды на маршруте № 24 впереди себя заметил автобус, который ездит от Сокольского автовокзала до населенных пунктов по Чаплыгинскому шоссе, — рассказывает водитель. — Он почему-то встал на развязке, откуда мост на Тамбов начинается. Я остановился чуть впереди: вдруг нужна помощь?

У замершего автобуса Николай увидел жуткую картину: передних стекол у машины нет, перед ней валяется мотоцикл с повисшим на руле водителем. Толпа пассажиров стоит около места трагедии. Заглянул под кузов — а там девушка лежит.

Позже оказалось, что мотоциклиста Николай знал. Парень был из приличной семьи, не пил и не курил даже. За день до ухода в армию решил прокатить подругу — и вот так все получилось.

— Нервничаешь в пути час­- то, — говорит водитель. — Головой крутишь, как сова, чтобы каждую помеху видеть и в аварию не угодить. Пассажиры разные: бывает, настроение испортят. Но могут и поднять его на весь день!

Однажды какая-то бабушка услышала голос системы объявления остановки, напоминавший Левитана. Вскрикнула на весь салон:

— Господи, у нашего водителя голос, как у ангела!

И из таких забавных мелочей состоит жизнь шофера.

Инженер сел за баранку

— Водитель автобуса — самая ответственная и почетная должность среди шоферов, — уверен Вадим Козеров. Стаж его за баранкой — 31 год. Выучился на инженера, но судьба поманила за руль. Довелось работать и в городе, и на областных дорогах, туристов возить в другие регионы.

— От нас зависит судьба пассажира, поэтому в любой ситуации надо быть на высоте, — счи­тает шофер.

Если пассажир начал конфликт, но понимает чужие слова — можно постараться все уладить. А если он слышит только себя — проще промолчать, быстрее успокоится. Но бывает и так, что человек ни с кем не ругается, слова лишнего не скажет — а проблема видна сразу.

— Запомнился мне один случай, — вспоминает Вадим. — На маршруте № 15 утром, когда смена на НЛМК отправляется, в автобус зашла женщина. Сразу было видно, что что-то выбило ее из колеи. Тихонько села у окна, чуть не плачет. До отправки оставалось минуты три, и я решил поговорить с ней.

Аккуратно, с шутками и убеждениями, что наладить можно все, водитель узнал, что у женщины дома произошел серьезный конфликт. К разговору присоединились другие пассажиры, кто-то рассказал анекдот, а кто-то вспомнил про свои похожие проблемы. Дама успокоилась, посветлела.

— На следующий день я снова открыл двери для той пассажирки, — продолжает Вадим. — Настроение у нее в этот раз было отличное. Первым делом поблагодарила за вчерашний разговор, удивлялась, как здорово ей помогли окружающие.

Некоторые за баранкой любят отыгрываться на пассажирах, когда сами не в духе. Таким людям в профессии не место, считают водители старой школы.

ИНТЕРЕСНО


Все, кто ездит в автобусах, замечали, что транспорт иногда сильно трясет — так, что зуб на зуб не попадает и даже зрение падает. Причин тому несколько:

 плохой бензин: двигатель работает неровно и шатает вслед за собой весь кузов;

 неудачный принцип работы узлов: пока электроника не отключит коробку передач при торможении — вибрация идет сильнее;

 облегченные мотор и салон — погоня производителя за экономией: слабая конструкция больше подвержена тряске.

Фото Геннадия Логунова