Общество

В ноябре поедем по новым тарифам

В ноябре поедем по новым тарифам

Фото Павла Острякова

С 1 ноября в областном центре проезд на автобусе или трамвае будет стоить 21 рубль вместо 19 по транспортной карте и 26 рублей вместо 24 при оплате наличными.

Изменения коснутся и Ельца, где по безналу предстоит платить 19 рублей вместо 17, а наличными — 24 вместо 22 рублей. Более того, тариф на межмуниципальные перевозки в регионе также повышается с двух до 2,2 рубля за пассажирокилометр для обладателей транспортных карт и с 2,5 до 2,7 рубля для граждан, предпочитающих покупать билеты за наличные деньги.

Давайте сравнивать

А почему так и что будет с качеством пассажирских перевозок? На эти и другие вопросы, волнующие сегодня многих жителей области, ответил в ходе специального брифинга начальник регионального управления потребительского рынка и ценовой политики Юрий Букреев.

Он рассказал, что все время, начиная с 2013 года, тарифы на перевозки пассажиров и багажа в регионе были ниже роста уровня инфляции. То есть если принять показатели 2013-го за 100 процентов, получается, что суммарно цены на все товары и услуги увеличились за семь лет на 80,9 процента, а проезд в транспорте по городским и межмуниципальным маршрутам — на 61,5 процента.

— При установлении тарифов мы руководствовались исключительно экономической стороной пассажирских перевозок. При этом не учитывали расходы, которые перевозчик не мог обосновать, — прокомментировал Юрий Букреев.

Кстати, об экономической стороне проблемы начальник управления рассказал несколько ранее, когда впервые сообщил о принятом решении увеличить тарифы. Среди основных факторов — рост цен на коммунальные услуги, топливо, смазочные материалы, обновление перевозчиками подвижного состава, а также дополнительные расходы, которые несут транспортные организации после изменений в законодательстве в части обеспечения безопасности перевозок.

А вот с обоснованием все и правда обстоит противоречиво. По словам Юрия Букреева, из 23 межмуниципальных перевозчиков информацию о своей экономической деятельности открыли для управления потребительского рынка и ценовой политики только 17. Хватает таких деятелей и в Липецке с Ельцом (Юрий Букреев сказал, что речь идет примерно о пятнадцати организациях).

— Мы направили письмо на имя мэра Липецка с предложением о необходимости прекращения отношений с такими перевозчиками, — сказал Юрий Букреев.

Рынком надо управлять

После повышения нижней границы тарифа в пригородном сообщении с двух до 2,2 рубля, наш регион откатился только с третьего на четвертое место. Дешевле одна поездка обходится лишь в Орловской, Тверской и Курской областях. Ту же позицию в Центральном федеральном округе область занимает и в рейтинге тарифов на междугородние перевозки.

Весомым преимуществом липчан перед другими регионами ЦФО Юрий Букреев назвал стопроцентное регулирование тарифов на пассажирские перевозки, которое не дает разгуляться «невидимой руке рынка» или волюнтаризму отдельно взятых перевозчиков. Об эффекте, который это дает, можно судить по следующему факту. Проезд от Липецка до Волово у нас стоит на 94 рубля дешевле поездки из областного центра до Павловска в Воронежской области. Хотя путь получается лишь на семь километров длиннее.

Из городов ЦФО на роль транспортного побратима Липецка, по мнению Юрия Букреева, больше других подходит Белгород, где еще в 2019 году стоимость проезда была установлена на уровне 20 рублей по транспортной карте и 25 рублей при наличном расчете. Липецк приблизился к этим суммам только год спустя. А вот пример Курска и Тулы, где проезд в городском транспорте обходится дешевле 20 рублей, начальник управления достойным подражания не считает, потому что класс используемых автобусов там ниже и условия для пассажиров, соответственно, хуже.

А, кстати, что с этими условиями у нас? По словам Юрия Букреева, некоторые липчане, делясь впечатлениями о работе городского транспорта, все-таки обращают внимание на некоторые его достоинства. В частности, говорят о том, что поездки в автобусах за последние годы стали удобнее. Не в последнюю очередь благодаря регулярному обновлению подвижного состава. И вообще, поток жалоб на работу транспорта, поступающих на «горячую линию» управления потребительского рынка и ценовой политики, сократился за два года в пять раз.

Но совершенство, как известно, пределов не имеет. Борьба за качество пассажирских перевозок в регионе продолжится и дальше. Юрий Букреев предположил, что уже на ближайшей «переторговке» липецких маршрутов качество оказываемых пассажирам услуг и технический уровень подвижного состава станут для мэрии важнейшими критериями при определении благонадежности перевозчиков.