«Август» выбрал логистическое направление
Перспективы развития той или иной территории, равно как и любого серьезного проекта, напрямую зависят от качества логистической составляющей. В современном мире это уже аксиома, не требующая никаких доказательств.
Об этом говорили участники конференции «Липецкая область. Верное направление», состоявшейся на территории грязинского участка ОЭЗ «Липецк». Незадолго до ее открытия в администрации региона губернатор Игорь Артамонов и председатель совета директоров фирмы «Август» Михаил Данилов подписали меморандум о сотрудничестве. Компания, производящая химические средства для защиты растений, намерена вложить свыше полумиллиарда рублей в строительство логистического центра для хранения и распределения своей продукции на елецком участке ОЭЗ.
Свободная ниша
О положении дел в сфере логистики как в целом по стране, так и конкретно в нашем регионе, рассказал директор департамента индустриальной и складской недвижимости компании Knight Frank Константин Фомиченко. Общий объем действующих на территории России складов категорий «А» и «В» (за исключением используемых отдельными компаниями только под свои нужды) составляет на сегодня 28,3 миллиона квадратных метров. Интересно, что весь этот массив на 68 процентов сконцентрирован вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. На всю остальную Россию приходится только 32 процента площадей, да и те сгруппированы в основном в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Казани, Владивостоке и других крупных городах. До 2009 года склады в России использовались преимущественно логистическими операторами, но потом их потеснили продуктовые ритейлеры, занимающие теперь долю в 36 процентов. Однако в 2020 году резко пошли в рост компании, занимающиеся онлайн-торговлей. Всего за год их доля расширилась с 11 до 34 процентов. И, скорее всего, это не просто признак «коронавирусной конъюнктуры». По словам Константина Фомиченко, люди, вкусившие минувшей весной всех прелестей и удобств шопинга в Интернете, наверняка включат совершение покупок дистанционно в круг своих повседневных привычек.
Конкуренция столице
Что касается Липецкой области, то площадь расположенных на ее территории складов классов «А» и «В» составляет 92,5 тысячи квадратных метров. Средняя арендная ставка зафиксирована на отметке 2630 рублей за квадратный метр, что существенно ниже усредненного показателя по России — 3750 рублей. Эти цифры, поданные в презентации в сравнении с другими регионами, заинтересовали генерального директора ОЭЗ «Липецк» Дмитрия Дударева. Он задал логичный вопрос: почему суммарная площадь логистических центров в Воронеже намного больше, чем в Липецке (500 тысяч квадратных метров против 92,5 тысячи), если с точки зрения близости к федеральным трассам и ряда других параметров наша область своему соседу ни в чем не уступает?
Константин Фомиченко объяснил этот факт статусом Воронежа как города-миллионника. Компаниям удобно складировать здесь продукцию, чтобы потом быстро распределять ее по всей Воронежской области и соседним регионам. Кроме того, Воронеж удобно расположен — почти посередине между Ростовом-на-Дону и Москвой. А движение грузов между этими городами традиционно идет очень интенсивно.
Впрочем, это вовсе не повод оставаться в тени соседа. По словам Константина Фомиченко, логистического бума в обозримой перспективе стоит ожидать и в городах-полумиллионниках. Тому есть ряд предпосылок. Так, развитие интернет-торговли наверняка создаст потребность в наличии складов (пусть и небольших), находящихся в шаговой доступности от потребителей. Внесет свой вклад в поведение экономических субъектов и фактор пандемии. Если окончательно победить COVID-19 не удастся, то они будут жить в постоянном стрессе из-за угрозы очередного закрытия границ и, как следствие, существенного замедления товарооборота. А кто же хочет жить в постоянном стрессе? Один из возможных выходов — максимальная локализация производства и складирование продукции непосредственно в регионах.
Липецкая специфика
У Липецкой области для развития логистики есть свои предпосылки, о которых участникам конференции рассказала начальник регионального управления инвестиций и инноваций Евгения Локтионова.
— Нас хорошо знают и доверяют нам компании с мировыми именами и лидеры российского бизнеса, — сказала она. — Грязинскую площадку ОЭЗ «Липецк» смело можно назвать уникальной. Здесь уже действуют 27 производственных площадок. Мы тесно сотрудничаем с инвесторами из 16 стран и в целом очень хорошо развиты по многим направлениям.
Среди таких направлений Евгения Локтионова отметила, например, сельхозмашиностроение и выпуск белой бытовой техники. Кроме того, Липецкая область имеет серьезный и пока еще не до конца раскрытый потенциал как участник промышленных цепочек в автомобилестроении. На руку здесь играют производство металлокорда (им занимается резидент ОЭЗ «Липецк» — бельгийская компания Bekaert) и стали. Да и удобным географическим расположением наш регион точно не обижен. Добраться до Москвы на машине по трассе М-4 можно всего за пять часов, а самолет из Липецкого аэропорта до столичного Домодедово долетает и вовсе за 50 минут. Ну а «вишенкой на торте» является целый пакет льгот, полагающийся заходящим в регион инвесторам.
Реальные перспективы
Как заставить эти факторы работать быстрее? По словам Константина Фомиченко, инвестор всегда идет за спросом. Если спрос на аренду складов в Липецкой области увеличится, то их сразу начнут строить в нужных объемах. За этой вроде бы простой формулой скрывается момент почти диалектического свойства. Хорошо развитая логистика, как мы уже отметили в начале, является важнейшим инструментом для оживления экономической активности. Но вместе с тем и сама она может возникнуть только там, где экономические процессы цветут буйным цветом. И подписанный меморандум между администрацией региона и компанией «Август» свидетельствует о том, что эта взаимосвязь приобретает в Липецкой области все более зримые очертания.