Культура

Хоронили мушку-блошку

 Хоронили мушку-блошку

Нина Зверева и Татьяна Иноземцева в роли плакальщиц. Фото Геннадия Логунова

Необычный старинный обряд реконструировали в Центре культуры станции Хворостянка Добринского района. В прошлом году он вошел в региональный реестр объектов нематериального культурного наследия Липецкой области.

Тихий осенний вечер. По дороге из села идет небольшая группа женщин, голосящих и причитающих, словно на похоронах. Странность процессии, шествующей с горящей лампадкой в тыкве, невольно вызывает вопросы случайных прохожих:

— Что вы делаете?

— Коронавирус хороним, — отшучивается кто-то.

Летопроводец пришел

Во всякой шутке есть доля правды. Каждый ритуал в старину имел свое значение, и проводные обряды мифологических персонажей, к которым относятся и «Похороны мушки-блошки», часто символизировали прощание с бедностью, болезнями и домашними неурядицами.

До 1699 года на Руси 1 сентяб­ря (по старому стилю) праздновали начало нового года — лето завершилось, наступала пора новолетия. Покровителем этого дня считается святой Симеон Столпник, который в народе получил имя Летопроводца. «Обрусилось» и название самого дня: в приметах и поверьях, связанных с этой датой, значится Семен-день или Семин день. Славяне особо почитали этого святого, ведь его именины приходились на начало нового жизненного цикла на селе. Семен-день также считался первым днем бабьего лета.

— В детстве в нашем селе Хворостянка мне приходилось участвовать в обряде похорон мушек-блошек, — рассказывает заслуженный работник культуры РСФСР Анатолий Павлович Зверев. — Заводилой была бабушка Химушка, как ее называли по подворью, она и руководила обрядом.

Химушка научила

Первым делом для обряда готовились необходимые атрибуты. Собирали немного мух, комаров, тараканов и прочих надоедливых насекомых и складывали их в коробочку. Основой для нее служил спичечный коробок. Его не обшивали, но оборачивали лоскутом черной ткани, сверху прикрепляли несколько нитей, чтобы удобно нести этот «гробик».

Еще один необходимый элемент — лампадка. Изготавливалась она просто: в обычный стакан наливали немного масла, на верх стакана клали металлическую пластинку, на которой закрепляли фитилек. Заменой лампадке могла быть обычная свеча, помещенная в тыкву с прорезанными в виде глаз и рта отверстиями. К слову, к чужеродному Хэллоуину этот атрибут отношения не имеет. Это наши, исконно русские традиции.

Проводили обряд ближе к вечеру, как только начинало смеркаться. Впереди несли «гробик», тыкву и лампадку, позади шли «плакальщицы», которые причитали со всей серьезностью:

— Ой, ты, моя мушка, не будешь ты нас больше кусать, не будешь беспокоить, похороним тебя во чистом поле.

Процессия выходила на край села, на лужок, где зарывали коробочку в землю. Обратно шли уже с другим настроением — бывших плакальщиц встречали развеселые парни с балалайками и гармошками. Вместо поминок пели песни, причем не всегда приличного содержания, плясали и веселились от души.

— Это была радость от души, умели праздновать и веселиться без алкоголя, — вспоминает Анатолий Павлович. — Была в селе такая Романчиха — ох, и ловка она была плясать. Кстати, и мама моя делала это по-особому, в детстве нас даже смешили эти движения. А спустя годы, побывав на семинаре культработников в Гнесинке, я с удивлением узнал в показательном традиционном народном переплясе ее танцы.

На Семен-день женихи час­то посылали сватов — лето и основные сельхозработы позади. Свадьбы играли через месяц, на Покров.

Перестали хоронить мушек и блошек в селе Хворостянка только в начале 80-х годов прошлого века.

Экспедиция в прошлое

Вспомнить почти забытый обряд помогла этнографическая экспедиция, которую организовал областной Центр культуры, народного творчества и кино. А коллектив Центра культуры станции Хворостянка подарил чуть не потерянной традиции вторую жизнь. В день Симеона Столпника здесь состоялся этнографический праздник.

По-другому и сложиться не могло: носитель традиции Анатолий Павлович Зверев сегодня заведует здесь культурно-массовым сектором, его супруга Нина Николаевна, тоже заслуженный работник культуры России, долгое время возглавляла местный клуб, а сейчас руководит кружками и любительскими объединениями. Глава большой семьи в свое время был здесь первым культработником с образованием, воспитал десятки талантливых артистов, чьи имена известны не только в области. Сводный хор одно время насчитывал 72 человека, хотя и сегодняшний состав хора (21 человек) удивляет: нужно еще уметь так вовлечь жителей небольшого населенного пункта в художественную самодеятельность.

Сегодня возглавляет центр культуры их дочь Татьяна Иноземцева, человек творческий, активный и креативный. Любопытно, что идеи она с помощью старшего поколения черпает в прошлом: поднимает на свет забытые элементы обрядов и вплетает их в канву современных праздников. Поэтому выступлений коллектива Хворостянского клуба ждут с нетерпением: что еще придумают, что накопают? То шары выпускают с обрядовыми лентами, то традиционных куколок мастерят, то запекают обрядовую яичницу в хлебе как символ солнца.

Это годами отработанный, нет, не тремя энтузиастами, а уже четырьмя поколениями семьи (в подготовке к праздникам и мероприятиям клуба с удовольствием принимают участие дети, внуки и уже правнуки Зверевых), принцип — черпать вдохновение в традициях и друг в друге.

Мария Жучкова, главный специалист по нематериальному культурному наследию Областного центра культуры, народного творчества и кино:

— Фрагментарно элементы обряда похорон мушек-блошек встречались нам раньше, к примеру, в Тербунском и Становлянском районах. И только в Добринском нам удалось получить подробную информацию о нем, потому как еще живы носители обряда, сами принимавшие участие в нем. Очень важно сохранить, зафиксировать эти данные, ведь большинство явлений в традиции и фольклоре свидетельствует о мировоззрении, законах и обычаях наших предков. Два этнографических праздника, посвященных похоронам мушек-блошек, состоялись в этом году в Центре культуры станции Хворостянка Добринского района и в школе искусств № 11 липецкого поселка Дачный.

В нашей области есть немало уникальных обрядов, которые сохранились в деревнях. Так, в селе Сырское Липецкого района после Троицы устраи­- ваются проводы русалки, а в Ново-Дубовом Хлевенского района даже целые похороны этого мифологического персонажа. А, к примеру, в том же Добринском районе до сих пор принято под Сочельник жечь у домов костры, чтобы «погреть умершим родственникам ножки».