Общество

Там, где сокол парил

Там, где сокол парил

Рисунок Дарьи Свищевой

Четыре века назад на правом берегу реки Воронеж князь Трубецкой охотился с ловчими соколами. Благодаря его увлечению и в честь свободолюбивой птицы, парящей в небе в поисках добычи, получило название село Соколье, а затем город-крепость Сокольск.

В ближайшее время завершится реконструкция окраины Липецка в сокольском направлении. Станет шире улица Баумана, благоустроят площадь Заводскую. И о парящем в небе свободолюбивом соколе теперь напоминают лишь эмблемы района и уголок нетронутой цивилизацией природы за железнодорожным мостом станции «Чугун-1».

И вырос город-крепость

Официальную точку отсчета район Сокола берет с 1613 года. В начале XVII века эти земли принадлежали князю Тимофею Романовичу Трубецкому, передавшему их по наследству сыну Дмитрию. Впоследствии села Соколье, Ярлуково, Кузьминка, Ситово, заселенные крестьянами из Ряжского уезда, а также Семеновская и Малеевская пустоши пе­решли к князю Алексею Никитичу Трубецкому, заядлому охотнику.

— В 1647 году Соколье отошло государю, а крестьян Трубецкого записали в драгуны. На берегу реки Воронеж, напротив устья Матыры, там, где сейчас улица Демьяна Бедного и ее окрестности, был основан город-крепость Сокольск. В форме четырехугольника, с двумя проезжими и шестью глухими башнями и тайным ходом к реке Воронеж он стал частью Белгородской засечной черты — самой протяженной оборонительной полосы Русского государства XVII века, — рассказывает краевед Сергей Юров.

Крепость имела непосредственное отношение к строительству флота для второго Азовского похода Петра I. По царскому указу для «стругового дела и у готовности лесных припасов» зимой 1695 года в Сокольск было направлено из 16 городов 6346 человек.

После основания крепости ее соборным храмом стала деревянная Троицкая церковь, построенная в 20-х годах XVII столетия. Заново церковь Святой Троицы отстроили к 1850 году уже из камня, и она стала центром села Сокольское.

Воевода из рода Пушкиных

Занимаясь в архивах сбором материала для книги «Город Романов-в-Степи и его округа», Сергей Юров обнаружил интересные факты. В судебной справке со списками воевод Сокольска в списке за 1765 год краевед нашел капитана Алексея Пушкина, прадеда великого поэта по материнской линии.

— Мы знаем, что Александр Сергеевич очень интересовался своей генеалогией, но его исследования не были точными. Так, он дважды — в начале своей автобиографии и генеалогической записи — назвал Алексея Федоровича Пушкина «тамбовским воеводой». Многие российские историки, исследовавшие род Пушкина, пытались найти доказательства этому утверждению, но напрасно. В 1979 году липецкий краевед Николай Марков предположил, что Алексей Федорович был Сокольским воеводой Тамбовского наместничества. Но оно было создано в 1779 году, почти два года спустя после кончины отставного капитана. Получается, если Алексей Федорович и был воеводой, то занимал эту должность в Сокольске. Эта догадка впоследствии подтвердилась, — рассказывает Сергей Юров.

Промышленник-авантюрист

— Статус города Cокольск сохранял полтора столетия. В 1779 году при вое­воде, надворном советнике Федоре Дурново он стал селом Сокольское, которое вошло в состав вновь учрежденного Липецкого уезда, — поясняет краевед.

Активно район стал развиваться после того, как в конце XIX века здесь началось строительство Сокольского завода. Инициатор его строительства, помещик Александр Кожин, личностью был неоднозначной. Это настоящий авантюрист, в замысел которого мало кто из соотечественников верил, однако он сумел привлечь капиталы бельгийцев. Сделку предприимчивого помещика с бельгийцами многие сочли аферой. Способы достижения цели липецкого дворянина не всегда были этичными и законными, хитроумные схемы он использовал уже при заключении договоров. После того как сокольская домна дала первую плавку, против Кожина начался ряд судебных разбирательств. Выяснилось, что тот ни копейки не заплатил в местный бюджет ни за аренду, ни за разработку руды. Против Кожина выступили и обманутые крестьяне, на землях которых добывалась руда. Разорвать контракт с предпринимателем решили и бельгийцы. Тяжбы подорвали его здоровье: в возрасте 43 лет он скончался от сердечного приступа. А завод продолжил работать.

Свой взлет металлургическое производство, выпускающее чугунные трубы, пережило в советские годы. Его название «Свободный сокол», навеянное историческим прошлым и революционными произведениями Максима Горького, появилось в 1923 году. В октябре этого года завод отметил свое 120-летие. Работает он и сейчас, уже как Липецкая трубная компания.

С развитием завода началась и активная застройка района. На самой территории предприятия стояли бараки, где жили рабочие. Для бельгийских и русских специалистов построили дома, которые образовали три улицы: Верхняя, Нижняя и Средняя колонии.

Верхняя позже стала Клубной площадью, сейчас это площадь имени Героя Советского Союза Ксении Константиновой. Старые бараки Нижней колонии — улицы Газина, названной в честь Героя Советского Союза Василия Газина, скоро заменят современные многоэтажки. Между ними — улица Андрея Смыслова, свое имя она получила в честь липчанина, выпускника школы № 28, погибшего в Афганистане при выполнении воинского долга. Парк, разбитый в советские годы, тоже неоднократно обновлялся.

Что там, за «Чугунком»?

В черту Липецка село Сокольское вошло в 1959 году. Район разрастается, но за «Чугунком», как ласково называют железнодорожный мост сокольцы, еще можно найти следы его прошлого. При желании оттуда можно добраться пешком и до Матырского водохранилища, и до Силикатных озер. Здесь красивые луга, почти не тронутые цивилизацией. До конца 90-х годов прошлого века были пастбища с коровниками, а сейчас сюда заглядывают лишь рыбаки и любители пеших прогулок.

Здесь можно увидеть и загадочные «сокольские круги», обнаруженные на спутниковых картах. Нет, это не следы древних кратеров или инопланетных кораблей, как предполагают порой пользователи соцсетей. Это места для хранения стогов сена, считают краеведы. Такой сельскохозяйственный прием был популярен вплоть до начала ХХ века. Чтобы сберечь сено от грызунов, вокруг стогов рыли кольцевую канаву и заполняли ее водой. Заготавливали сено летом и ждали, когда река покроется льдом, а затем сокольцы перевозили его во дворы.

КСТАТИ


Прошлое славного города-крепости не дает о себе забыть и в XXI веке. Несмотря на то, что современные дома давно уже вытеснили старинные постройки, жители частного сектора до сих пор находят в своих огородах остатки керамики прошлых веков, старинные монеты, кресты.