Культура

Эхо, которое не смолкает

Эхо, которое не смолкает

Выставка «Иван Бунин — память о малой родине»

Народными университетами называл музеи академик Лихачев. Такой «народный университет» в Липецке основали в конце первого десятилетия прошлого века.

Он возник благодаря блистательному тандему — врачу курорта минеральных вод Михаилу Трунову и художнику, поэту, энтузиасту краеведения Владимиру Жукову. Они же основали в уезде Петровское общество распространения научных и практических знаний, первую библиотеку, организовали не- обычайно популярные просветительские лекции, бесплатную выдачу учебников детям из бедных семей. Вот и попробуйте сказать, что в дореволюционной России не было гражданского общества!

В нынешнем году исполнилось 150 лет со дня рождения Жукова. В октябре музейщики, продолжатели дела Владимира Илларионовича, пригласили липчан на выставку в честь этой даты. Чудом уцелевшие снимки, рисунки, поэтический сборник, всю выручку от которого автор передал в помощь землякам, пострадавшим в Первую мировую войну. Такие свидетельства позволяют почувствовать масштаб и разносторонние дарования этого незаурядного человека.

Знаковая для наследников Жукова экспозиция — одна из восьми, открывшихся в Липецком областном краеведческом музее с начала осени.

Имена и времена

Итак, помимо постоянных экспозиций в музейных стенах проводятся все новые выставки, связанные с важными событиями и датами. Каким-то отводятся целые залы, какие-то размещаются на нескольких стендах и витринах. Но любая расширяет наши знания о минувшем, о подвижниках, чья жизнь была непростой, подчас трагической и вместе с тем одушевленной идеей служения. Она и объединяет людей, к юбилеям которых приурочены сегодняшние выставки.

Особенно трепетно готовили в музее выставку «Иван Бунин — память о малой родине». А вот имя епископа Уара известно гораздо меньше, чем имя нобелевского лауреата. Между тем, он высоко почитается Православной церковью. Уроженец тихого села в центре Черноземья Петр Шмарин, в монашестве Уар, после революции возглавил только что образованную Липецкую епархию. Тогда он вряд ли догадывался, какие тяжелейшие испытания ему предстоят. Но если бы и догадывался, то не изменил бы своему пастырскому призванию. Обвиненный в «систематической контрреволюционной пропаганде с использованием религиозных предрассудков» он оказался в Карагандинском лагере и погиб от рук уголовников. В двухтысячном году он был причислен к сонму священномучеников. К 140-му дню рождения епископа оформлена выставка уникальных фотографий из фонда музея.

А вот совсем иной сюжет. Алексей Измалков, появившийся на свет в Измалковском районе, был талантливым советским скульптором. В музее мы видим работы ваятеля, его инструменты, а также десятки снимков. Мастер создавал выразительные портреты, сочетавшие психологическую правду и монументальную мощь. Среди персонажей Измалкова — молодой офицер, участник Крымской кампании Лев Толстой, поэт Есенин, легендарный комдив Гражданской войны Чапаев… О том, насколько ценили художника его выдающиеся современники, можно судить по письмам, адресованным ему маршалом Георгием Жуковым, великой певицей Надеждой Обуховой, кстати, тоже нашей землячкой.

Да, и Бунин, и краевед Жуков, и епископ Уар, и Алексей Измалков служили России. Каждый по-своему, в согласии со своей верой, убеждениями, совестью. А стены музея, спустя годы, как бы сближают, примиряют этих очень разных людей.

Музейные гастроли

Музеи традиционно обмениваются коллекциями, приезжают, так сказать, на гастроли в другие регионы. Вот и сейчас из Тархан к нам привезли четыре десятка великолепных иллюстраций к лермонтовским шедеврам «Герой нашего времени», «Демон», «Песня о купце Калашникове». В том числе рисунки Шишкина, Репина, Врубеля. Есть несколько графических работ, которые никогда нигде не публиковались.

А с берегов Невы прибыла экспозиция «Что пирует царь великий…». Это вторая встреча липчан с музеем-заповедником «Петергоф». Многим наверняка запомнилась выставка «Здоровье — дар Божий. Романовы и спорт». Семейство последнего российского самодержца на ней было показано в неожиданном ракурсе. Посетители узнали любопытные подробности об интересах и пристрастиях царя и его домочадцев, о том, как они проводили досуг.

На сей раз семь больших стендов из «Петергофа» посвящены Петру Первому. Тема: как отмечал дни рождения государь-реформатор, как праздновали их его наследники? 2022 год — год 350-летия самого прославленного императора из рода Романовых. Нынешний проект из «Петергофа» — первая ласточка грядущих торжеств.

Конечно, Петр Алексеевич не чурался веселых застолий. Но полагал, что в день рождения полезнее осуществить какое-нибудь серьезное начинание: заложить храм, спустить на воду новый корабль, отправиться в морское путешествие.

Интересно, что наши музейщики дополнили фотостенды раритетами из собственных запасников. Пригодились и рисунок нашего земляка Виктора Лузанова, изобразившего царя с его воспитанником арапом Ганнибалом, и старинные часы, и редкие книги, и прочие предметы петровской и послепетровской эпохи.

Но, пожалуй, самый большой сюрприз ждет нас благодаря военно-историческому и природному музею «Куликово поле». Что знаем мы о древнем ткацком ремесле? Да почти ничего. Ну, возможно кому-то доводилось обнаружить на чердаке деревенского дома прабабушкино веретено. Кому-то достался по наследству льняной рушник или плетеный пояс.

А музейная экспозиция воспроизводит весь многосложный процесс ткачества от прялки до ткацкого станка. Любопытного хватает. Вы, к примеру, слыхали, что ткали не только изо льна и овечьей шерсти, но и из конопли и даже крапивы? А в результате нередко получались не просто полотенца, скатерти, нарядный поясок, но настоящие произведения искусства, иначе не скажешь. Остается лишь почтительно поклониться золотым рукам, завидному вкусу и терпению мастеров, превращавших ремесло ради куска хлеба в творчество.

Фото Николая Черкасова