Общество

Выйти из скорлупы

Выйти из скорлупы

Ольга Шабунина помогает Никите справиться с колбасой. Фото Павла Острякова

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут успешно учиться в обычной школе, если взрослые позаботились о создании для них специальных образовательных условий, утверждают специалисты.

В четырех школах Липецка открыты ресурсные классы для обучения детей с аутизмом. А на базе городской школы № 30 реализуется проект, цель которого — помочь подросткам с РАС освоиться в быту.

Вкусная яичница

Занятия в кабинете технологии с ребятами проводит учитель ресурсного класса Светлана Курьянова. По программе, рассчитанной на шесть лет, обучаются восемь ребят-аутистов.

За полтора десятка лет преподавания в школе Светлана Владимировна получила богатый профессиональный опыт. Но для того, чтобы заниматься с особенными детьми, ей пришлось пройти специальные курсы. Как и ее коллегам — Татьяне Аникеевой и Ольге Шабуниной. Их задача — сопровождать образовательный процесс, помогать детям справляться с задачами, вызывающими у них затруднения. Кроме того, у каждого ребенка есть своя индивидуальная программа развития. Освоить ее также помогает учитель.

На занятия к этим педагогам приходят участники проекта «Социальная реабилитация подростков с РАС «Путь в мир».

— Я понимаю, что мои мальчики из ресурсного класса скоро подрастут и им понадобится помощь в освоении жизненного пространства. Я должна быть готова помочь им и в дальнейшей жизни, и хочу четко понимать, как это можно сделать, — объяснила Светлана Владимировна.

За два месяца ребята изучили правила техники безопасности работы с электрической плитой, пробовали делать бутерброды, варить яйца. На очередном занятии они учились жарить яичницу. Вначале парни вместе с педагогом повторили правила пользования плитой. Потом они узнали, что понадобится для приготовления простого и привычного для всех блюда, посмотрели видео-урок и, надев фартуки, вместе с педагогами принялись за дело.

Сергею первому удалось разбить яйцо в миску. Андрей настойчиво учился резать колбасу, потому что решил добавить ее в свое блюдо. Никита не ожидал, что яичница заскворчит на сковороде, и громко выражал свои эмоции. Итог порадовал всех: яичница ни у кого не подгорела, и ребята с удовольствием съели все, что сами приготовили.

Маленькие победы

В этом уроке принимала участие и психолог Татьяна Мальцева.

— У особенных детей своя реакция на происходящее, и у родителей бывает много вопросов по их нежелательному поведению. Испытывая сенсорные перегрузки, дети могут начать прыгать, трясти руками, стучать по столу. Посторонних людей это пугает. А ребенку надо просто высвободить энергию. Психологическая помощь бывает нужна и самим родителям. Благодаря этому проекту у них есть возможность общаться со специалистами и друг с другом, — считает Татьяна Павловна.

Немного свободного времени у родителей появляется как раз во время занятий, когда они ждут своих детей в коридоре школы.

— Сыну 14 лет. Академические навыки он получает в Центре дистанционного образования. Но это индивидуальное обучение, и общения мальчику не хватает, — посетовала Ольга Зелепукина. — Поэтому мы рады, что принимаем участие в проекте, который расширяет наши возможности. Мы научились делать винегрет и бутерброды. У Андрея была пищевая зависимость, то есть, он боялся пробовать что-то новое. А здесь попробовал бутерброды, чего никогда не делал раньше. После занятия утром следующего дня он закрепил результат: сделал бутерброды себе и родителям. Это маленькая победа. Наши педагоги — настоящие профессионалы, хорошо знающие свое дело. К каждому ребенку они находят свой «ключик». Дети выполняют общее задание, находятся в группе как друзья. Они учатся общаться, помогать друг другу, дружить. Это важно для их социализации, чтобы они умели спросить, попросить, поделиться своим. Кроме того, Андрей занимается в ансамбле танца «Параллели», приобретая важные навыки общения в коллективе.

Родительская инициатива

Иницитатором проекта «Путь в мир» выступила Липецкая региональная общественная организация родителей детей с РАС «Вырастите мир. Аутизм в Липецке». Его реализация стала возможной благодаря городской субсидии и взаимодействию общественников, школы и центра «СемьЯ», где в сентябре этого года открыт отдел сопровождения инклюзивного образования детей с РАС и другими ментальными нарушениями.

По словам куратора проекта «Путь в мир» Александры Рощупкиной, его направленность на подростков неслучайна. С ними работать сложнее, потому что у них уже накопился багаж нежелательного поведения и проблемы социально-бытовой адаптации и коммуникации.

— Есть научные методы, которые основаны на прикладном анализе поведения. Они используются только в ресурсных классах. Сегодняшние подростки с РАС не обучались в таких классах и не получали помощи раньше. Детям, не прошедшим поведенческую терапию, сложно, а порой и невозможно усвоить многие необходимые навыки. Им трудно скорректировать поведенческие шаблоны, которые закреплялись годами. Проект позволяет все это сделать, — убеждена Александра Рощупкина. — Мы хотим нарабатывать опыт, распространять его и, главное, систематизировать. Необходимо координировать работу педагогов, проводить для родителей обучающие тренинги. Одна школа не может справляться с этим. Задача нашего отдела — построить работу не только в рамках инклюзии, но и наладить сопровождение детей на других этапах жизни.

Как отметила директор центра «СемьЯ» Оксана Драганова, именно родители выступили с запросом на создание специальных условий для обучения их особых детей.

— Мы уже сегодня думаем о том, как  этим детям жить завтра, поэтому предпринимаем шаги по их социализации. Самое важное преимущество инклюзивного образования для детей с РАС состоит в том, что именно школа является естественной средой, в которой происходит подготовка ребенка с аутизмом к дальнейшей жизни, — убеждена Оксана Александровна. — После школы ему предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шанс того, что между ними сложатся понимание и взаимодействие. Мы рады, что откликаются неравнодушные люди, предоставляют площадки, создают дополнительные условия для помощи детям с РАС и восстановления ресурсов их терпеливых родителей.