И каждый день как с чистого листа
Иллюстрации к произведению Валентина Баюканского «Отель Судьбы» и к рассказу Михаила Коноплева «Черномор и Люся»
Осень – время грустных природных перемен и углубленных раздумий о человеке — его предназначении, призвании, любви. Об этом размышляют и авторы нового, третьего по счету в этом году, номера журнала «Петровский мост».
В манере Пуаро
Украшением прозаического блока стал ретродетектив Сергея Юрова «Убийства в имении Отрада». Это действительно ретро — и по описываемой эпохе со старинным ароматом, и по манере изложения. Захватывающая интрига налицо, сюжетный каркас крепок и прочен, каждому персонажу уделяется должное внимание. Сочными и выпуклыми предстают исторические реалии, мелькает элемент мистики, а в конце, как в некоторых романах Агаты Кристи, главный сыщик в манере Эркюля Пуаро, в присутствии круга подозреваемых и свидетелей неотразимо выводит на чистую воду настоящего, почти серийного, убийцу.
Рассказ Наталии Мекаевой «Витек-Фыркач» — непритязательная, деревенско-житейская история о чуде искренней веры как награде за испытания. Федор Ошевнев рассказом «Адюльтер» погружает в армейскую среду «давних застойных лет». За пикантными, даже кое-где юморными, поворотами сюжета о разрушенном семейном очаге вырисовываются сразу две трагедии. Валентин Баюканский в «Отеле Судьбы» повествует о любви — страстной, неожиданной, ломающей стереотипы и железные принципы, становящейся в полном смысле судьбой двух самодостаточных натур. Отметим также тонкий психологизм и пружинистый слог автора.
Журнал вновь порадовал качественной драматургией, на сей раз пьесой «Самка богомола» Олеси Ласкателевой. На первый взгляд, перед нами — очередной курортный роман в черноморском антураже. Но Ласкателева идет более сложным путем, заостряя онтологическую проблему: может ли мать программировать будущее дочери, вести, а вернее, толкать ее к счастью (такому, каким его видит исключительно она) насильно, вопреки чувствам и ценой собственной супружеской неверности. Хищная карьеристка, истинная «самка богомола» способна разрушить и чужую семью. Оказывается, женские особи этого насекомого, пожирающие и соперниц, и своих самцов, встречаются не только в дикой природе.
Веруя в возвышенность покоя
Читать поэзию в «Петровском мосте» всегда приятно. Ныне данный раздел открыла Эмма Меньшикова, предложившая свою формулу поэзии. «Жить, дышать, молиться и страдать» — первые ее слагаемые. Наверное, поэтому в ее нынешней подборке много мыслей о Слове в контексте вечного и преходящего:
Где взять слова, когда уходит жизнь бесстрастно,
Когда стремится вдаль ее река,
Которую, как и любовь, держать напрасно
В размытых временем усталых берегах…
Подборка Тамары Романовой наполнена всеохватывающей и нежной любовью к окружающему миру и близкому человеку, вместе с которым преодолеваются все утраты и разлуки, а неизбежность ухода компенсируется душевной свободой и вдохновением.
Дебютант Татьяна Покачалова изящным слогом воплотила в стихах прихотливое переплетение городских картин, мотивов затерянности и поиска духовной опоры в зыбкой реальности.
Анна Харланова неторопливо и удивительно лирично передает алгоритм смены времен года, в особой системе чувственных координат соединяет открытость сущему с исповедальными размышлениями:
Собираю потерянные части себя
В разных людях. Цельности нет, но есть цель.
Пересуды и сплетни, опять пересуды.
Суд чести и совести.
Совет прочесть.
Совет вычесть.
Советов не счесть!
А в подборке Александра Лошкарева доминируют философские пейзажи, перетекающие в такого же рода медитации:
«Оглядываясь в прошлое, сегодняшнее строим,
О будущем пророчим невпопад…
А я вчера уверовал в возвышенность покоя,
Смотря на тихий плавный снегопад».
И, наконец, традиционная рубрика «Антология двух стихотворений». Ярко индивидуальный и выразительный портрет Родины нарисовал Виктор Ширяев. Тему России с присущей ему эксцентричностью стиха продолжил Илья Кривоносов. Неподдельно искренен Геннадий Сушков, а Виктория Лебедева погружена в атмосферу тоски и одиночества. Светлана Аксенова передает избыток захвативших ее эмоций оригинальной рифмовкой.
Сомкнулись времена
Третью тетрадь номера открывают две рецензии. Татьяна Двуреченская пишет о романе Татьяны Щегловой «Барин XXI века», добротном, созданном на интересной документально-краеведческой основе с использованием архивных документов. Возникает стойкое желание непременно его прочесть. Владимир Богданов характеризует уникальный сборник Валентина Баюканского по истории липецкой драматургии.
Новый материал Татьяны Нечаевой «Тот, которого манит дерево без цветов» посвящен Сергею Толчееву, председателю правления Липецкого отделения Союза художников России. Живописные работы Толчеева нелегко интерпретировать языком слов. И потому автор решила приоткрыть завесу над тайной его творчества в жанре интервью.
Журнал достойно отметил 150-летний юбилей классика русской литературы ХХ века Ивана Алексеевича Бунина. Юрий Макаров создал своеобразный цикл стихотворений-реминисценций на бунинскую тему. Доктор филологии из Орла Алексей Кондратенко (второй дебютант «Петровского моста») в статье «Поэт природы, тенистых аллей и пахучих лугов» подробно знакомит читателей с малоизвестными страницами о вхождении Бунина в мир профессиональной журналистики, его работе в газете «Орловский вестник». Ольга Тулинова, третий дебютант, исследует влияние музыки на творчества писателя.
Юрий Бакланов продолжил увлекательное повествование о судьбе газетчика «И судьбы как истории планет». Теперь он переносит действие на Дальний Восток. Кстати, мемуаристика этого номера довольно обширна. Алексей Колядов делится теплыми воспоминаниями о поэте Анатолии Нестерове с цитированием его лучших стихов. Очерк «Елец моего детства» Андрея Коннова изобилует редкими этнографическими деталями и штрихами, а также историческими обобщениями. Исаак Розенфельд в материале «Вернись на Родину, душа» ведет разговор о старейшем липецком прозаике Александре Владимирове, ушедшем из жизни в августе 2020 года.
Завершает третий номер еще один дебютант — заместитель председателя Союза писателей Крыма Юрий Поляков — шуточными стихотворениями для детей.
Рисунки Виктора Нелюбова