Общество

Покорители неба

Покорители неба

Сбылась древняя мечта человека — любоваться окружающим миром с высоты птичьего полета. Жажда экстрима и романтики вдохновляет любителей острых ощущений покорять небо. Все чаще в небе можно увидеть аэростаты воздухоплавателей.

Насколько безопасны и популярны в Липецке такие полеты, какие эмоции испытывает человек, паря в воздухе на высоте нескольких километров, кто стоит за штурвалом нам рассказал пилот и руководитель клуба воздухоплавателей «Небо48» Владислав Архипов.

В воздушном потоке

В наш город этот вид воздушных прогулок пришел сравнительно недавно  — два года назад. Именно тогда, заслужив военную пенсию, вернулся на родину из Приморья Влад Архипов.

С 2011 года параллельно со службой Владислав вместе с другом занимался полетами в окрестностях Владивостока. Начинать было непросто. Как поясняет Влад, логика всех инстанций такова: нет полетов — нет проблем. Чтобы купить свой первый шар, а сделать это можно только в Москве, друзья продали автомобиль и мотоцикл, подкопили еще денег. Учиться управлять им отправились в летную школу в Псковской области. Также потребовалось пройти серьезную медкомиссию — у пилотов аэростатов она абсолютно такая же, как и у летчиков пассажирских самолетов.

Влад вспоминает свой первый полет

— Было страшно, но только поначалу. Это внешне конструкция производит впечатление хрупкости, высота корзины — 110 сантиметров. Но на самом деле аэростат — один из надежных видов передвижения в воздухе, ЧП случаются крайне редко, только в случае грубых ошибок неопытных пилотов. Трагических случаев в России на моей памяти нет, чаще бывают только грубые посадки. В качестве пассажира к полету привыкаешь уже спустя 20 минут. Сначала зашкаливает адреналин, потом приходит спокойное удовольствие. В небе нет ничего страшного, кроме грозы, но в плохую погоду мы не летаем. А вот к работе пилота, к ответственности за людей привыкаешь долго, для этого может потребоваться не меньше пары сотен полетов. Это не всем дано, у нас был 45-летний пилот, военный, более 400 прыжков с парашютом, но после пятнадцатого раза летать отказался, не мог справиться с чувством страха за детей и женщин, — рассказывает Владислав.

Небо зовет

Решив вернуться в родной город, Влад планировал устроиться работать на предприятие. Но воздух — это наркотик, он просто так не отпускает, признается пилот. В результате вместе с другом они решили открыть клуб воздухоплавателей в нашем городе. Мытарств прошли немало, было много преград как со стороны чиновников, так и военных. Все боялись лишней ответственности.

— Но после того, как в Липецке сменилось руководство, мы поучаствовали в праздничных мероприятиях Дня города вместе с аэростатами из Воронежа, Белгорода и Тулы. Показали, что полеты безопасны, и нам пошли навстречу. Сейчас у нас уже четыре шара и пять пилотов — все люди опытные, прошли подготовку. За время часовой прогулки со скоростью 20 км/час мы пролетаем над большой частью областного центра, поэтому видят нас многие, можем переместиться за город. То поднимаемся, то опускаемся, если пассажир очень боится, даем ему привыкнуть. Можем подняться и выше облаков. Стартуем чаще на Набережной, но где приземлимся — предсказать невозможно, это зависит от направления ветра. За нами обязательно следует автомобиль с прицепом, — рассказывает Влад.

— Для посадки пилот выбирает удобную площадку за городом. Однажды нашли полностью безопасное место в садах «Металлурга-3» — идеальные условия! Но неподалеку был магазинчик, и люди, увидев нас, переполошились. Вообще за два года полетов нам несколько раз вызывали скорую, пожарных и даже уголовный розыск: «Здесь упал шар, все разбились, приезжайте быстрее!». Посадка выглядит так: корзина садится на землю, оболочка опускается рядом, пилот открывает сверху клапан, и горячий воздух выходит через отверстие. Людей, которые впервые такое видят, эта картина иногда пугает. ЧП у нас, к счастью, не бывало, возможны иногда лишь жесткие посадки, если резко пройдет холодный фронт, — поясняет пилот.

Каждый выход в небо согласовывается с рядом инстанций: подается план полета в зональный центр, военный аэродром, гражданский аэропорт, ГО ЧС. В приоритете, конечно, военные. Если они запланировали полеты, то «Небо48» отменяет свои выходы в небо.

— Во многих городах шары летают только за окраинами, это проще, меньше требуется согласований. Но мы делаем акцент на город. Самых маленьких пассажиров берем от пяти лет с родителями, а самому старшему в нашей практике было 87, полет ему подарили дети, — рассказывает Влад.

Не бизнес, а дело жизни

Это нельзя назвать бизнесом, скорее увлечением — делом жизни, делится воздухоплаватель. Да, прогулки по небу недешевы — пять тысяч рублей с человека за час — в большинстве регионов такая ценовая политика. В столице это развлечение вдвое дороже. Такие цены связаны с высокой себестоимостью шаров, их обслуживанием, тратами на налоги и зарплаты пилотов. Кроме того, популярностью воздухоплавание пользуется только в теплое время года. С мая по октябрь полеты занимают все время. Лишь зимой есть время отдохнуть, побыть с семьей, заняться спортом и домашними делами, признается Влад.

— Но и летом мы отказываемся от рейсов, если испортилась погода. Для нас безо­пасность важнее всего, хотя встречаются клиенты, которые требуют «именно сегодня, потому что у нас праздник».

После спуска на землю участники проходят обряд посвящения в воздухоплаватели, им вручают особый знак — такова традиция клуба. Новоиспеченные аэронавты пьют шампанское, делятся захватывающими впечатлениями, шутят, что все остались живы и здоровы, и радуются как дети.