Судостроители России могут пустить по хвост госпрограмму инвестиционных квот для рыбаков | Липецк онлайн

Судостроители России могут пустить по хвост госпрограмму инвестиционных квот для рыбаков

ЧП на судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области, в результате которого погибло двое рабочих предприятия, стало своеобразной лакмусовой бумажкой, через которую проявились большие проблемы в судостроительной отрасли России, передает «Комсомольская правда».

Мурманские рыбаки заказали строительство морозильного траулера в рамках реализации госпрограммы «Квоты под киль» – выделения дополнительных квот на вылов рыбы в обмен на инвестиции в судостроительную отрасль. Для этих целей ГК оформила кредитную линию в «Альфа-Банке», общий объем которой составил 47 млн евро. Теперь же ГК осталась и без траулера, и без дополнительных квот, и без денег. «ФЭСТ» отказывается принимать заказ, поскольку в результате ЧП дорогостоящее оборудование судна могло получить технические повреждения. Но выплачивать кредиты и проценты рыбопромышленники обязаны.

Происшествие вскрыло системные проблемы, которые существуют в национальной судостроительной отрасли. В «ФЭСТ» подчеркнули, трагедии можно было бы избежать, если бы на «Пелле» работали специально выделенные эксперты, которые бы отслеживали ход строительных работ. Возможно, этим обусловлена несогласованность, многочисленные нарушения и, как следствие, неудачный финал.

К сожалению, подобная ситуация, знакома почти всем рыбопромышленникам, которые участвуют в программе инвестквот. Она стартовала в 2017 году. Планировалось, что с верфей будет спущено 53 современных судна общей стоимость 172 млрд рублей – это траулеры, сейнеры, ярусоловы и др. В итоге сошло только пять, мощностей отечественных судостроителей не хватает. На то, что российские судостроители систематически затягивают работы по строительству траулеров, обратил внимание президента РФ Владимира Путина глава Росрыболовства Илья Шестаков в октябре прошлого года. По его словам, по многим проектам отставание от графика спуска на воду траулеров достигает двух лет. Причина – отсутствие у российских корабелов опыта и технических мощностей для соблюдения надлежащего темпа работ.

На этом фоне все более здраво звучат голоса тех, кто предлагает распределить квоты второго этапа госпрограммы инвестквот в пользу строительства заводов береговой переработки. Во-первых, потому что они строятся быстрее, а во-вторых, страна нуждается в современных рыбоперерабатывающих и морозильных мощностях. Особенно это актуально после ограничения на ввоз рыбопродукции в порты КНР – мировой центр по переработки и хранению рыбы.