Политика

Дмитрий Аверов о судьбе «Сокола» и дорогом «Мерседесе»

Дмитрий Аверов о судьбе «Сокола» и дорогом «Мерседесе»

Фото Николая Черкасова

Благодаря созданному в последние годы запасу прочности экономика Липецкой области смогла достойно выплыть из крутых волн COVID-19. Об этом говорят показатели, которые озвучил вице-губернатор региона Дмитрий Аверов на брифинге для журналистов.

В частности, по итогам восьми месяцев рост промышленного производства составил 3,5 процента, сельского хозяйства — 8,5 процента.  Еще более впечатляющие результаты в особых экономических зонах, где предприятия показывают прибавку в 10-12 процентов. За счет этих драйверов удалось удержать высокую общую экономическую динамику.

Активы ОЭЗ

Именно с ситуации с притоком инвестиций и новых резидентов в ОЭЗ всех уровней началась встреча. 

— Сегодня такой период, что все стараются обойтись без лишних встреч, — задал тон беседе Дмитрий Аверов. — Но я уже переболел. А встреча по этой теме сейчас особенно актуальна. И в силу большого интереса традиционно порождает множество некомпетентных размышлений, критики, а порою и откровенных сплетен. Поэтому не хочу, чтобы СМИ приходилось придумывать то, чего не было.

Вице-губернатор пообещал быть максимально откровенным и попросил задавать любые вопросы по теме. К экономическим показателям вопросов не возникло. В ОЭЗ «Липецк» сей­час создано 4600 рабочих мест и действует 65 резидентов из 16 стран мира. Всего введены в эксплуатацию и работают 27 предприятий. Объем заявленных инвестиций составляет 195 миллиардов рублей, освоенных инвестиций — более 65 миллиардов рублей. Объем произведенной продукции — 131 миллиард рублей. Соотношение государственных (взносы в уставной капитал управляющей ком­пании) и освоенных инвестиций резидентов состав­ля­- ет один рубль к пяти рублям.

Пандемия и санкции

Закономерный вопрос: как волны пандемии и санкций повлияли на этот процесс? Оказывается, глобального негативного влияния пока не ощущается.  В 2019 году в ОЭЗ пришли восемь резидентов: «КВС», «Сингента», «Феникс», «Сойпром», «САФ Фрагранс», «Анева». В этом, казалось бы, кризисном для всех году уже девять резидентов: «Байер Елец продакшн», ТКК, АСК, «Август», «Сан Марко», «Транс Эл», Eurogrup Laminations, Unionsped, «Логистика Сервис». Есть серьезный задел и на следующий год, в том числе вторые очереди предприятий будут строить старожилы ОЭЗ «Липецк».

Корреспондент «Липецкой газеты» задал вопрос о реальности инвестиций, о которых заявили три итальянские компании — Eurogrup Laminations, Unionsped, «Анима». Не сек­рет, что есть отрицательные примеры. Например, китайская компания «Лифан» в свое время получила боль­шой участок земли под строи­тельство автозавода. Конечно, в те годы никто не мог предсказать, что «Лифан» обанк-­ ротится в самом Китае. Но удалось предвидеть негативный сценарий, и теперь земля зарезервирована для инвестора из соседнего региона.

— Итальянские компании на сегодняшний день подали документы на регистрацию юрлиц на территории России, — сообщил Дмитрий Львович. — Согласно общемировой практике, реально реализуются немногим более половины заявленных проектов. Главное, просчитывать все сценарии и быть готовым к любым переменам. Мы готовы, в том числе, и к возросшей конкуренции за инвесторов.

Что влияет на рейтинг

Тогда почему ОЭЗ «Липецк» не попала в этом году в рейтинг Global Free Zones?

Отвечая на этот вопрос, Дмитрий Аверов признал недоработку руководства ОЭЗ. Но не в части результатов самой деятельности, а в части взаимодействия со структурой, создающей этот рейтинг.

— С 2016 года традиционно заключался договор, размещались материалы о деятельности ОЭЗ «Липецк», — объяснил ситуацию Аверов. — В 2019 году экономзона победила сразу в пяти ключевых номинациях: «За внедрение технологий», «За расширение проектов», «За развитие инфраструктуры», «За новые инвестиции» и «За снижение административной нагрузки». В этом году договор не заключили. Думаю, в следующем году рейтинг вновь будет наш. Нам есть что заявить. Это новые инвесторы, новые инструменты поддержки бизнеса, снижение административной нагрузки в виде единого окна входа и инвестпортал. Высокими темпами идет развитие инфраструктуры на Елецкой площадке.

Внутренняя кухня

Следующий вопрос был связан с внутренней кухней работы ОЭЗ. За последнее время с ОЭЗ уволился целый ряд сотрудников, работавших на высоких должностях. Это связано c нежеланием работать с новой командой?

— Это естественная чист­ка тех кадров, которые не умеют и не хотят работать на ОЭЗ, а предпочитают работать на себя, — ответил вице-губернатор. — Мы сменили службу безопасности и достаточно быстро выявили, что сразу несколько сотрудников лоббируют интересы различных компаний. По одному из них документы переданы в правоохранительные органы. Так что это не они не хотят работать с новой командой. А им не место в этой команде.

Еще вопрос — о компании Lipetsk Development, выполняющей роль строительного подрядчика. Получается, что резидентам ставят условия работать именно с ней?

— На сегодняшний день Development имеет массу контрактов, — пояснил Дмитрий Аверов. — Вы думаете это было бы так, если бы резидентов принуждали с ней работать? Мы не в лихих 90-х, все резиденты заключают договоры на строительство на основании тендеров. В целом же создание строительной компании при ОЭЗ считаю абсолютно правильным. Если для резидентов могут строить другие организации, почему этого не можем делать мы? К примеру, в ОЭЗ Алабуга в Татарстане своя строительная организация работает уже много лет, и никто не обвиняет ее в каких-то заговорах.

Журналисты не обошли стороной тему, которую муссируют любители сенсаций. Имея собственный служебный автомобиль, Аверов использует «Мерседес», который принадлежит ОЭЗ?

— Использую и достаточно часто, — не стал скрывать собеседник. — Это автомобиль большей вместимости, нежели обычная легковая машина. И как председателю совета директоров ОЭЗ он нужен мне для встречи инвесторов.

Спасение «Сокола»

Другая скандальная тема — ситуация в компании «Свободный Сокол». Предприятие вновь в сложной финансовой ситуации.  Велись уголовные разбирательства в отношении руководителей компании.  Ситуацию усугубляла существенная кредиторская задолженность — 5,5 миллиарда рублей. Существовал риск остановки предприятия, которое обеспечивает рабочими местами свыше 1200 человек. Что намерена делать администрация?

— Чтобы не допустить массового сокращения работников, была создана рабочая группа по наблюдению за ситуацией на «Свободном Соколе», — рассказал Аверов. — Она взяла на себя аналитическую функцию по контролю финансово-экономических показателей. Но самое важное, стала посредником в непростых переговорах предприятия с банковскими структурами, налоговыми органами и отдельными кредиторами. Не скрываю, многое делалось просто на личных контактах. В результате «Свободный сокол» стал демонстрировать достаточные для его функционирования показатели. Считаю это основным результатом работы группы. Но совсем недавно предприятие вновь обратилось за помощью после того, как проиграло арбитражный суд налоговой службе. Сумма исковых требований — около 60 миллионов руб­лей. Сейчас дело в апелляции. Мое личное мнение — «Сокол» был обанкрочен не совсем в правовом поле.