События

Слаще свеклы еще не бывало

Слаще свеклы еще не бывало

Геннадий Крутских доволен урожаем. Фото Сергея Литаврина

В воскресенье свой профессиональный праздник отметили аграрии, в том числе и специалисты хозяйства «Гелиос» из Добринского района. Правда, времени на торжества у них сейчас совсем нет, в разгаре уборка. Здесь вот уже 27 лет делают ставку на свеклу, благо сахарный завод расположен недалеко от полей.

Нынешний год выдался не самым урожайным, но засуха сыграла и счастливую роль.

Сухая удача

— Свекла в этом году выросла — слаще не бывает! — говорит генеральный директор хозяйства Геннадий Крутских. — 24 процента — это очень хорошо, не припомню, чтобы когда-то был такой результат. Сухая погода дала меньше влаги корням, но благодаря этому сахара в них осталось больше.

С фермером мы беседовали прямо на поле неподалеку от добринской деревни Аничково, а погрузчик в это время отсыпал корнеплоды из бурта в кузов «КамАЗа».

— Выкопали уже семнадцать с лишним тысяч тонн, больше половины всей площади убрано, — сообщил Геннадий Николаевич. — В этом году урожай хоть и не самый большой, но за такую высокую сахаристость нам завод доплачивает по тысяче за каждую тонну, так что в убытке не останемся.

Случалось раньше и так, что свеклу в хозяйстве вообще девать было некуда. Бурты отсыпались вдоль полей в два ряда, до переработки уже не доезжали — и так был перебор. Корнеплоды потом рассыпались как удобрения. В этот раз урожай хоть и не так велик, убрать можно было бы и за три недели, но завод так быстро все равно не принимает свеклу. Поэтому уборка и отправка ведутся по графику, до самого декабря.

— Делаю два рейса в день, по 25 тонн на завод отвожу за каждый, — рассказал водитель грузовика Владимир Чернышов. — На отправке нас семеро, работаем с восьми утра до пяти вечера. Если есть место на переработке, трудимся и дольше.

В хозяйстве для работы на полях — сорок единиц техники. Среди комбайнеров на вспашке, посеве и уборке любой культуры трудится Александр Глотов. Универсал-механизатор управляет всеми видами транспорта.

— Одиннадцать лет на полях работаю, от отца мастерство перенял, — говорит он. — В этом году земля тугая, свекла из нее тяжеловато выходит. Но мы справляемся, успевай только отвозить.

На этом поле Александру с каждого гектара удается собрать по 350 центнеров. Есть у комбайнера и рекорды: за смену он умудрялся убрать 80 тонн свек­лы. Так работать надо уметь!

Солнце помогает

Приводить родную землю в порядок Геннадий Крутских начал давно. Специальность у него подходящая: в советские годы работал главным агрономом здесь же, в совхозе «Плавицкий». В начале девяностых государство стало выделять пахотные земли для частных предпринимателей — тех, у кого было желание заниматься земледелием. Геннадий Иванович начал с двухсот гектаров полей совхоза. Пригласил к себе других бывших работников предприятия — опытных комбайнеров и агрономов, знающих свое дело. Со временем подтянулись пайщики, земель значительно прибавилось.

— Название у нас самое подходящее, — считает Геннадий Крутских. — Гелиос — древнегреческий бог солнца, а в работе с землей без него никуда. Пришло на ум, когда пытался выбрать название для хозяйства, в девяностые их уже было зарегистрировано очень много. Получилось и звучно, и оригинально. И ни разу нас урожай не подводил.

Удался у аграриев даже этот засушливый и неспокойный год: кроме свеклы хорошо взошли соя, кукуруза, ячмень, пшеница и подсолнечник.

— Сушилку для пшеницы даже не использовали, не было надобности, — говорит фермер. — И качество у зерна отличное, третий класс, который целиком на хлеб идет. В прошлые годы чаще только на фураж годилась, заметно хуже была. А теперь урожай поспел как на Кубани!

Скоро будет «мрамор»

В этом году на полях «Гелиоса» выросла новая культура: сахарное сорго. Из стеблей этого растения делают всем знакомые веники для подметания пола. Но главная его особенность — устойчивость к засухе и высокое содержание сахара, полезное для откорма животных.

В хозяйстве держат 150 голов свиней, а кроме них уже три года пробуют работать и с крупным рогатым скотом: закупают абердин-ангусских коров для откорма на мясо.

— Порода крепкая, с высоким иммунитетом, — отмечает Геннадий Николаевич, — суровые условия отлично переносит. Животные у нас круглый год под открытым небом, даже зимой —хотя помещения специально для них есть. Не заходят, и на морозе им хорошо!

Сейчас в хозяйстве около сотни голов. Мечта у Геннадия Крутских — иметь хотя бы пятьсот, чтобы организовать свое воспроизводство стада. В планах на будущее — производство мраморного мяса. Мраморное мясо животных абердин-ангусской породы считается одним из лучших. Для некоторых пород важен минимум движения: достаточно, чтобы бычок не лежал, а стоял на месте. С абердин-ангусской все наоборот: хорошее мраморное мясо дадут свежий воздух и вольный выгул.

С рождения телят «мраморных» пород выпаивают материнским молоком и содержат рядом с коровами на свободном выпасе. С 68-месячного возраста бычков отделяют от материнского стада и переводят на особое питание. Оно содержит большое количество углеводов и состоит, как правило, из ячменя или кукурузы. Но у разных производителей есть свои секреты, как выращивать коров на мраморное мясо: кто-то предпочитает комбикорма, кто-то добавляет в питание вино и мед. Кроме того, рацион можно чередовать, а на заключительном этапе откорма давать только сено.

— Пока у нас получается просто говядина, хотя и хорошего качества, — признается Геннадий Николаевич. — Со временем приноровимся, питание хорошенько проработаем, голов пятьсот животных заведем — тогда и будет «мрамор».

С надеждой на лучшее

Коронавирус до сих пор обходил хозяйство стороной. Но меры предосторожности тут соблюдают.

— У каждого работника есть маска и дезинфектор, — рассказывает Геннадий Крутских. — Разные группы комбайнеров между собой не пересекаются. Люди стараются близко не задерживаться даже на обеде, чай в перерыв вместе не пьют — раньше любили это дело. Я даже здороваться за руку всех отучил, лишний раз не рискуем.

Еще труднее приходится водителям фур, доставляющим свек­лу на завод. Очереди там длинные, на три-четыре часа. Все это время теперь приходится сидеть в кабине. До начала эпидемии шоферы веселей проводили время ожидания: собирались компаниями, даже шашлыки жарили. Но сейчас другая пора, расслабляться никому нельзя: заболеешь и останешься без дохода.

— Чтобы закрыть хозяйство, в нем достаточно заразиться пятерым работникам, — объясняет Геннадий Николаевич. — Надеемся, что и впредь у нас заболевших не будет.

Вся жизнь и весь доход у земледельца — в том, что посеял, вырастил да убрал. Поэтому, несмотря на все, каждый в хозяйстве трудится не жалея сил. В этом году большинство работ «Гелиос» уже закончил. Осталось убрать свеклу да вспахать и удобрить под зябь опустевшие поля, чтобы в следующем году они вновь порадовали добрым урожаем.