Культура

Островский вне времени

Островский вне времени

Карандышев в «Бесприданнице» принес Владимиру Борисову заслуженную награду за лучшую мужскую роль. Фото Ольги Беляковой

Подведены итоги XXXVI Липецких театральных встреч.

Пандемия помешала приехать в Липецк артистам из Израиля и Беларуси. Буквально накануне фестиваля от участия в нем отказались орловчане. Но ежегодные Липецкие театральные встречи все же состоялись. Свои спектакли на нем представили девять российских театров.

Выстраданный фестиваль

— Получилась очень интересная программа несмотря на то, что возникли большие сложности. Фестиваль выстраданный, но очень содержательный, — считает директор Липецкого государственного академического театра драмы имени Л. Н. Толстого, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Горелова. — В зале было мало людей, и это огорчало. Но мы понимаем, что если бы было больше зрителей, было бы больше опасений, что они могут заразиться коронавирусом, хотя в театре соблюдаются все предписания Роспотребнадзора. Как отметили наши критики (а в этом году у нас новая команда экспертов), свои работы показали очень сильные театры. Липецкие театральные встречи — это тот проект, который дает возможность липецкому зрителю открыть новые имена актеров и режиссеров. Например, «Снегурочку», которая значится в лонг-листе Российской национальной театральной премии «Золотая маска», поставил московский режиссер Александр Огарев. Его называют одним из самых креативных режиссеров современности. И, кстати, мы планируем пригласить его для постановки «Горя от ума» в следующем году.

И снова классика

В этом году программу фестиваля составила бессмертная классика. Особенно ярко театры представили Александра Островского. К счастью, у этого драматурга есть пьесы на любой вкус и настроение. Каждый из его персонажей, рассказывая свою историю, обнажал черту времени, создавая созвучие эпох и пространств. И вышло, что образ героя нашего времени лишь внешне отличается от современников Островского, обличавшего недостатки и превозносившего достоинства с присущей лишь ему убедительностью.

Открывая театральный марафон, липчане предложили премьерную «Бесприданницу» в постановке Марии Колычевой-Кайзер. Драма главной героини пьесы побуждает пристальнее вглядеться во взаимоотношения людей. Одни и сегодня, как Лариса Огудалова, ищут настоящую любовь, надеясь на взаимность. Другие, как Сергей Паратов, руководствуясь исключительно практичностью, предпочитают истинным чувствам выгоду и материальные блага.

О любви словами Островского предпочли рассказать актеры Елецкого городского драматического театра «Бенефис» в комедии «Правда — хорошо, а счастье лучше» в постановке Андрея Максимова. «Не родись умен, а родись счастлив» — вот главная мудрость, появившаяся в стечении обстоятельств. И от правды можно отказаться, когда речь идет о любви.

И в «Снегурочке» Кинешемского драматического театра имени А. Н. Островского все стремятся к любви и счастью. Для оформления спектакля постановщики выбрали стилистику 60-х годов прошлого века. Но герои своим поведением и поступками доказывают, что они представители общества потребления, сформированного в наше время. Бедный Лель рассчетлив. Богатый Мизгирь циничен. Стремящаяся к замужеству Любава ищет в отношениях выгоду. Рядом с ними не знающая жизни Снегурочка кажется наивным ребенком. Именно она, познав любовь, остается верна ей до конца.

Простая закономерность

Народный артист РФ, режиссер Борис Морозов вместе с актерами Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина в постановке «На всякого мудреца довольно простоты» расширил границы Островского.

— Для режиссера эта пьеса интересна тем, что словно несет в себе заряд Гоголя и Салтыкова-Щедрина. И самое дорогое для меня, что в ней ощущается грибоедовское «Горе от ума», потому что Глумов — он же как Чацкий, только в другой исторической эпохе. Так же, как Чацкий он бросает вызов времени и обществу! Человек каждый день существует в процессе выбора. У Островского это происходит с самого начала пьесы, когда Глумов делает свой выбор. Потом мы наблюдаем, как энергия выбора отражается в нем, в окружающей его жизни, в людях, которых он ввинчивает в водоворот своей игры, и что в результате происходит. Вот этот взгляд в человека, в его душу, в его сердечную энергию и делает Островского очень современным, — убежден Борис Морозов.

По мнению кандидата филологических наук театроведа Лидии Боговой, закономерно, что на сцену пришел Островский.

— Его творчество построено на основах христианской морали: честь, совесть, справедливость, грех, искупление, любовь, достоинство, сердце. Участники спектаклей и постановщики, которые остаются верны слову Островского, выходят на важные темы, которые волнуют нас сегодня, — считает она.

Посвящение Победе

В эти дни в театре были подведены итоги проекта «Вы в небо ушли…». Он посвящен 75-летию Победы и поддержан Министерством культуры РФ, «Росконцертом» и некоммерческой организацией «Центр развития мультикультурной интеграции «Культурный мост».

В рамках проекта на базе театра был создан Международный культурный центр «Перекресток культур-2020», итогом работы которого стала постановка эскиза спектакля по пьесе летчика Героя Советского Союза Михаила Водопьянова «Полк ДД» с участием актеров театра, иностранных студентов ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского и студентов Липецкого областного колледжа искусств имени Н. К. Игумнова.

Сроки сдвинулись из-за пандемии и совпали с периодом проведения «Липецких театральных встреч». Но благодаря этому, по мнению Лидии Боговой, наш ежегодный фестиваль получил особое звучание.

— Надежда Хавлина в постановке сумела объединить людей из разных социальных групп. Они сделали спектакль на особом чутье, вере, искренности. И самое главное, это получилось не претенциозно, а очень честно. Это одно из самых ярких впечатлений от «Липецких театральных встреч». Это дало фестивалю особое содержание с одной стороны. С другой выявило скрытые возможности в самой зрительской аудитории, в горожанах, — считает Лидия Богова.

По итогам фестиваля лучшим спектаклем стала «Снегурочка». За лучшую режиссуру отметили Бориса Морозова и спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». Драматический театр «На Литейном» (Санкт-Петербург) наградили за создание художественного образа в спектакле «Тот самый М.». Лучшая мужская роль — Карандышев, которого сыграл Владимир Борисов в «Бесприданнице». Лучшая женская роль — Мавра Тарасовна в исполнении Людмилы Луник в спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше». За лучший актерский ансамбль, представленный в спектакле «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони, вручили диплом Государственному русскому театру драмы имени Ф.А. Искандера (Сухум, Абхазия). Дипломом оргкомитета фестиваля «За гражданскую позицию в осмыслении исторического прошлого нашей страны» наградили режиссера Надежду Хавлину за постановку спектакля-эскиза «Полк ДД» по пьесе Михаила Водопьянова.