Здоровье

Мобилизованные на борьбу с пандемией

Мобилизованные на борьбу с пандемией

У Ангелины Любавиной (справа) рабочий день начинается в 8 утра и длится, пока в коридоре не останется ни одного больного

В условиях пандемии основное внимание СМИ обращено на врачей, работающих в «красной зоне». А как работают рядовые труженики поликлиник, как им удается под гнетом ежедневных колоссальных перегрузок оставаться верными своей профессии?

Услышав о нашем намерении понаблюдать, как терапевт ведет прием пациентов, главный врач липецкой городской поликлиники № 4 Оксана Фатеева поначалу отговаривала, мол, сейчас все врачи очень загружены! Но потом, уступив нашей настойчивости, со вздохом произнесла:

— Только приходите после 13 часов, когда народу будет поменьше.

Из семьи учителей и медиков

«Поменьше» — это, как оказалось, полный коридор пациентов. Хотя прием ведется по предварительной записи, все равно образуется очередь. Кто-то пришел по талону пораньше, кого-то нужно срочно проконсультировать, другим — продлить больничный. Есть и пациенты без предварительной записи. Но раз больной обратился за помощью — врач обязан его принять, даже если рабочее время давно закончилось.

У кабинета Ангелины Любавиной тоже дожидались своей очереди несколько пациентов. Внутри, сидя на кушетке, покашливал в маску молодой мужчина. Осмотрев пациента, врач приняла решение продлить ему больничный — бронхит не до конца вылечен.

— И таких, с осложнениями после ОРВИ, очень много, — говорит Любавина.

Терапевтом Ангелина Викторовна работает с 1982 года. Родом из Тамбовской области, из многодетной семьи преподавателей. В медицину пошла по примеру старших брата и сестры. Закончив Рязанский медицинский университет, Ангелина пять лет по распределению отработала на Северном Урале. Потом переехала в Липецк, поближе к родным.

— У нас очень большая медицинская семья: брат, сестра, зять, племянник — тоже медики. Работают кто в Липецке, кто в Рязани, кто в Москве, — говорит она.

Уже 33 года Любавина — врач-терапевт в поликлинике № 4. Начинала участковым, потом работала цеховым врачом, заведующей терапевтическим отделением поликлиники. Она и сейчас исполняет обязанности заведующей, совмещая их с работой терапевтом. В прошлом году ей было присвоено звание «Отличник здравоохранения».

Собранная, деловитая, всем своим видом внушающая пациентам уверенность в благополучном излечении, перед объективом фотокамеры Ангелина Викторовна засмущалась, как девочка. Видно было, что такое внимание ей непривычно.

Ради разговора с журналистом ей пришлось пожертвовать перерывом на обед. А рабочий день у нее начинается с восьми и длится до тех пор, когда в коридоре не останется ни одного больного. Бывает, за целый день даже чай некогда попить.

Но в таком напряженном режиме, по ее словам, сейчас работают все терапевты: с утра и до двух-трех часов прием в поликлинике, а потом — по вызовам. Или же весь рабочий день на вызовах, а следующий — полностью на приеме в поликлинике.

На каждого врача ежедневно приходится как минимум 25 – 30 пациентов — в два раза больше, чем в обычные периоды. Порой в день на приеме бывает до 50 человек! Поэтому работают в две смены.

— Если бы нам помогали операторы, было бы легче. А сейчас все сами. Смотрим больного, заполняем больничный, распечатываем направления на анализы, на медкомиссию, если больничный свыше 15 дней. Еще одна проблема: выписываешь больному лекарство, а его в аптеках нет. Приходится искать замену, а на это тоже требуется время, — рассказывает Любавина, а сама то и дело посматривает на часы — рассиживаться некогда, пациенты ждут!

Когда врачи заканчивают прием больных — начинается бумажная работа — оформление документации. Домой уходят уже в девять — десять часов вечера. В боль­шинстве своем терапевты — женщины. И дома их ждут семьи: дети, мужья и неизменные домашние дела. К тому же одна-две субботы в месяц тоже получаются рабочими.

Смена на колесах

Приняв с утра человек 30 в поликлинике, терапевт отправляется по вызовам на дом. Заявки формируются в колл-центре поликлиники и затем распределяются среди врачей. Если терапевт целый день только на вызовах, то это до 35 адресов. Если он полсмены работал на приеме в поликлинике, то он обслуживает на дому от десяти и больше пациентов.

Для поездок вызывают такси, еще пять машин временно переданы поликлинике областной администрацией. Они обслуживают вызовы к хроническим пациентам и к тем, у кого нет подозрений на ковид.

Основной транспорт поликлиники обслуживает четыре ковидные бригады, так как там необходим особый режим обработки.

— Можно ли заранее определить, что к пациенту, вызвавшему врача на дом, нужно посылать спецбригаду?

— Да. По тому, как пациент дышит при разговоре. Если чувствуется, что у него сильная одышка и есть жалобы на очень высокую — до 39 градусов — температуру, то однозначно надо направлять ковидную бригаду.

Основная масса вызовов на дом поступает утром. Врач приезжает к пациенту в течение дня. Если вызов поступил уже в конце рабочего дня и нет возможности направить по этому адресу кого-то из врачей, то его переносят на следующий день. Неотложная помощь принимает вызовы, пока работает поликлиника — до 19 часов выезжает сразу же.

Но далеко не все вызовы обоснованные. Люди напуганы коронавирусом, часто требуют прислать врача при небольшой температуре, и, даже если им не требуется больничный, отнимают у медиков возможность помочь тем, кто действительно опасно болен.

Конечно, бывают случаи, когда врач в течение рабочего дня не успевает доехать до пациента. В зоне обслуживания поликлиники № 4 такие отдаленные районы, как Северный Рудник, 10-я Шахта, Опытная станция. Но в этих случаях врач должен позвонить пациенту и предупредить, что к нему приедут на следующий день, а если человеку нужен больничный, то его выпишут в день обращения в электронном виде.

Каждый день в зоне риска

— Мы, терапевты, хоть и не в «красной зоне», но фактически — на передовой. К нам идут больные с ОРВИ, гриппом, а значит, каждый день есть риск заразиться, — говорит Любавина.

Чтобы больные с подозрительными по ковиду симптомами и высокой температурой не пересекались с другими пациентами, их принимают в отдельных боксах. Но коронавирусная инфекция в начальной стадии может быть похожа на обычное ОРВИ. Поэтому стопроцентной гарантии нет.

— Я обязана провести осмотр больного: прослушать грудную клетку, измерить давление, уровень насыщения крови кислородом, то есть войти в непосредственный контакт с пациентом, — добавляет доктор. — Поэтому приходится полагаться на средства индивидуальной защиты — маску и перчатки. После каждого больного делаем обработку фонендоскопа, пульсоксиметра. Каждые два-три часа — полная обработка кабинета. В боксах первичного приема больных с острыми симптомами ОРВИ — также обработка дезинфекционной лампой. Все это занимает время и ложится дополнительной нагрузкой.

Помогает взаимовыручка

Несмотря на огромный опыт врача-терапевта, Любавина признается, что с такой пандемией столкнулась впервые.

— Работать гораздо сложнее, чем в эпидемии гриппа. Во-первых, потому, что грипп все же менее заразен, чем коронавирус. К тому же после «свиного» гриппа люди стали массово прививаться, и масштабных эпидемий уже не наблюдалось. Были отдельные вспышки, но они не вызывали такого волнения и напряжения, как сейчас. Во-вторых, стало меньше врачей. В поликлиниках и в обычное время очень большая нагрузка, а в пандемию она выросла вдвое. Поэтому выпускники медицинских вузов, получив специальность «лечебное дело», предпочитают работать в фармацевтических фирмах — там спокойнее, — говорит она.

Но не все молодые специалисты ищут теплых и спокойных мест. Недавно в поликлинику по программе «Губернаторский миллион» пришли трое молодых врачей. В основном они берут на себя обслуживание пациентов на дому.

По нормам Минздрава, на каждом участке должен быть терапевт. В поликлинике №4, которая обслуживает около 70 тысяч жителей Липецка, 31 участок. В штате только 12 участковых терапевтов. Из них четыре человека сегодня сами на больничном. Фактически работают восемь терапевтов, им помогают три заведующих отделениями.

К слову, недавняя рекомендация облаздрава приостановить отпуск медработникам в период подъема заболеваемости коронавирусной инфекцией здесь никого не удивила.

— Так было и в первую волну пандемии. У нас сейчас как на войне — полная мобилизация. В терапевтическом приеме участвуют даже врачи узких специальностей. Все, кто в строю, стараются поддерживать друг друга, — рассказала и.о. заместителя главного врача Галина Беккер.