Общество

Кружева надо выгуливать

Кружева надо выгуливать

На одно изделие у Галины Макаровой может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет

Ельчанка Галина Макарова очень любит петь. Вместе с народным вокальным ансамблем «Околица» она с удовольствием выступает на сцене. Однако лучшей мелодией считает звон коклюшек.

В  технике елецкого кружева для крупного изделия может потребоваться более 500 коклюшек (палочек для плетения). Они ударяются друг о друга со специфическим звуком, когда мастерица начинает отработанными движениями скрещивать нити. Коклюшки из клена — самые звонкие, более легкие из сосны звучат глуше всего. Если в комнате работают несколько умелиц, словно рож­дается мелодия.

Спасибо учителю

— Мне повезло учиться в школе, где на уроках технологии был курс кружевоплетения, — рассказывает Галина Макарова. — Людмила Сергеевна Дорош умела увлечь нас — и под ее руководством мы делали воротнички, салфетки, розетки-подстаканники, дорожки. Осознала эту удачу только спустя годы — кружевоплетение уже не так популярно среди молодежи, и мы в какой-то мере становимся хранителями традиций. Создавая вещи для себя, популяризируем и само елецкое кружево.

После школы коклюшки были заброшены в дальний угол, громоздкая подставка для подушки продана. Галина оту­чилась на дирижера-хоровика в местном музучилище, поступила в Воронежский институт культуры, вышла замуж, родила детей. И вновь вернулась к былому увлечению: сначала для подработки в декрете в качестве надомницы, а затем — чтобы создавать оригинальные вещи, которые можно носить.

Чтобы все ахнули

Первой серьезной работой Галины Макаровой стала безрукавка. Затем она сплела себе полутораметровый шарф — на него ушло полгода. А совсем недавно завершила шикарное платье из натурального шелка, длинное, с разрезом, с рукавом три четверти. Схему специально разработала художница Светлана Фадеева. На работу ушло два с половиной года и семь тысяч рублей на нитки. Такую красоту нужно не носить, а выгуливать. Галина планировала обновить платье походом в театр, но пока не получилось из-за пандемии. Но она не грустит: у сына серьезные отношения с девушкой, так что, скорее всего, впервые в нем покажется в статусе новоиспеченной свекрови на свадьбе молодых.

Не так давно коллега принесла Галине оставшийся от прабабушки двухметровый шарф с рисунком «гречишка с сердцами», попросив отреставрировать. Погрузившись в работу, кружевница обратила внимание на то, что сплетен он необычно. Теперь у нее есть профессиональный интерес — сделать точную копию старинного шарфа. А пока она готовится к лету, занимаясь тонкой льняной кофточкой.

Она еще и дрессировщик

Сейчас Галина Макарова трудится заведующей костюмерной в Межпоселенческом координационно-методическом центре Елецкого района. Одно время вела у детей кружок «Умелые руки», обучая девочек разным видам рукоделия. Но любовь ее жизни — собаки, ее вторая профессия — инструктор-дрессировщик. Началось все с того, что тогда еще с маленьким сыном подобрали на улице дворняжку. Она быстро научилась выполнять команды. Но ласковую со всеми и дружелюбную Муху полюбил знакомый мальчик-инвалид, и пришлось уступить его настойчивой просьбе и подарить животное ему. А как же без собаки? Приобрели миттельшнауцера, появилось желание правильно обучить его. Галина стала заниматься в ДОСААФ, окончила курсы инструктора-дрессировщика при Липецком клубе собаководов, затем прошла обучение в Российской кинологической федерации. С того времени в семье жили собаки разных пород, сейчас есть чихуахуа, но скоро снова появится и лабрадор. По опыту общения с прежними питомцами Макарова признает, что это самая любимая порода — компаньон и помощник. Кстати, именно с лабрадором она участвовала в соревнованиях европейского уровня — танцевала с ним фристайл. Все костюмы, разумеется, шьет, вяжет, плетет сама.

— Все мои увлечения неразрывно связаны друг с другом,  — говорит Галина. — На прогулке так набегаешься с любимыми собаками, что настоящая отдушина — сесть за плетение кружев. Кстати, даже коклюшки у меня тематические — в виде пород собак! Помогаю воспитывать четвероногих питомцев в разных концах области, поэтому возникла необходимость обзавестись собственным автомобилем. Так что сейчас обучаюсь на права. И заодно осваиваю немецкий язык — пандемия когда-то пройдет, так что уже готовлюсь к путешествиям. Надо же кружева миру показать.

ИНТЕРЕСНО

Цены у фабричных изделий и сделанных на заказ у мастериц могут отличаться в разную сторону. К примеру, кружевное болеро дешевле приобрести у умелиц (около 45 тысяч рублей против магазинного в 70 тысяч) — на фабрике в стоимость готового изделия вкладывают труд других специалистов, тех же разработчиков и художников. Обычная салфетка-подстаканник чаще всего стоит одинаково (от 200 рублей) — орнамент и технология отработаны до автоматизма. А вот размах цен на платья впечатляет: готовое фабричное из мерного кружева можно приобрести от 2500 рублей, эксклюзивное по фигуре от кружевницы на рынке в среднем может стоить от 350 до 500 тысяч рублей.

КСТАТИ

— На самом деле, елецкое кружево не так сложно, как может показаться, — говорит Галина Макарова. — Есть всего лишь четыре простых элемента, и их сочетание дает необыкновенный узор. Важно, чтобы у тебя был наставник, который подскажет, как работать по схеме. Взрослому человеку даже проще — он быстрее схватывает принцип и при достаточной целеустремленности раньше переходит к плетению изделий. Технологии позволяют брать уроки онлайн.

Сложность состоит в том, что елецкое кружево требует усидчивости. Набегами по десять минут не получится заниматься им. И расслабиться не выйдет — требуется сидеть ровно, с прямой спиной. Это трудоемкий процесс, но результат того стоит!