Здоровье

Большинство липчан носит маски

Большинство липчан носит маски

Пасса­жиры общественного транспорта — самые дис­ципли­нированные. Фото Павла Острякова

«Надеваем маски и заходим!». Еще год назад подобная фраза звучала бы как предыстория к детективному сюжету. Но сегодня все наоборот. Во многие учреждения вход разрешен только тем, кто тщательно защищается от возможного инфицирования.

Липчане масочный режим в большинстве своем соблюдают. Но есть и нарушители. Что мотивирует их сопротивляться общим требованиям? Чтобы выяснить это, мы побывали в местах массового пребывания горожан.

Ни с кем не разговариваю

На всех входах в здание Центрального рынка висят предупреждения «Вход только в масках». Здесь же можно увидеть санитайзеры для обработки рук и контейнеры с одноразовыми защитными повязками для лица. Беглым взглядом можно оценить: их там не менее дюжины. Пройти мимо, не заметив, сложно. Но спросом бесплатное предложение не пользуется. Покупатели про­хаживаются среди торговых рядов в своих средствах защиты.

Но вот видим мужчину без маски.

— За покупками пришла супруга, — оправдывается Николай Васильевич (фамилию не называет). — Я же только сумки помогаю нести. Ни с кем ни разговаривать, ни контактировать не буду.

Следующего «смельчака» замечаем в тесной очереди за бройлерами.

— Я не боюсь коронавируса, я сделал прививку, — говорит он.

На наше возражение, что вакцину пока предоставляют только медикам ковидных госпиталей, он уходит от разговора, ссылаясь на некое «соглашение о неразглашении». Имя свое он нам, разумеется, не назвал.

Третьего нарушителя отлавливаем в мясных рядах. Примечательно, что на его маленькой дочке аптечная маска надета.

— Обычно охранник на входе говорит, где можно взять маску, — поясняет Леонид Глотов. — Сегодня его не было, так что я решил пройти так.

К слову, по правилам покупателей, не соблюдающих противоэпидемиологические правила, работники торговли не должны обслуживать. Продавцы в отличие от покупателей все имеют маски. Но, правда, у некоторых они опущены на подбородок. Отметим, что в выходной — самый посещаемый день — за час наблюдения мы увидели только троих без маски.

Не заставите!

Следующий пункт — крупный торгово-развле­кательный центр. Здесь на две­­­рях уже не требование («Вход строго в масках»), а вежливое обращение: Про­сим надевать…».

Да­же визуально вид-­ но, что просьба в этом воп­росе — менее действенная мера — нарушителей масочного режима в ТРЦ больше, чем на рынке. Номинально правила посетители соблюдают: маски есть практически у всех. Но либо свисают с одного уха, либо находятся на подбородке, в руке или в кармане.

— Мы должны отказывать гражданам в посещении центра, если у них нет масок, — рассказывает охранник на входе. — Мы следим, чтобы у всех вошедших были средства защиты, но не можем сопровождать их дальше.

Случается, особо настырные граждане устраивают скандал на входе из-за того, что их не пускают. В этом случае их, конечно, держать не станут, чтобы не устраивать «шоу». Но ни в одном магазине их все равно не обслужат.

— Я не на работе! — заявляет нам девушка с маской на одном ухе, бросает в нашу сторону недобрый взгляд и быстро удаляется из павильона.

Самыми злостными нарушителями масочного режима являются… дети. Их родители — в масках. Так почему же малыши — без?

— Ему это не нужно, — уверен Рафаэль, отец сына-дошкольника. — Мы все прививки делаем, так что иммунитет у него крепкий.

— Невозможно убедить надеть, — сетует Алик Тов­масян, папа двухлетнего мальчика. — Если ему жарко, он снимает. Вот даже шапку мне приходится нести в руке.

— Не уверена, что маска защищает, а вот то, что в ней детям душно, — это точно, — говорит мама двух школьников. — Тем более мы сюда ненадолго: только обувь выберем и уйдем.

— Весной все было гораздо хуже, — делится сотрудник службы охраны Юрий Маслов. — Было очень много тех, кто считал делом принципа не носить маску. Говорили, что соблюдают дистанцию, и этого достаточно. А один товарищ на кассе продуктового отдела разорался тогда: «Не заставите надеть намордник!». Слава богу, сейчас люди стали дисциплинированнее. Работать стало спокойнее.

Испытано на себе

Мы решили провести эксперимент. Зайти с центрального входа без маски и посмотреть, как скоро нам сделают замечание.

На входе никто не останавливает. Захожу в первый магазин. Примеряю очки, расспрашиваю о товаре — консультант охотно беседует. Иду в следующий отдел, выбираю сережки — ситуация такая же. В третьем — слышу в спину громко: «Это что такое? Всем-всем надеть маски как положено!». Пусть не очень деликатно, зато действенно: помимо меня отреагировали еще несколько человек. В четвертом, пятом и последующих — надеть маску тоже попросили, но более тактично.

Даже на фудкорте правило «Обслуживает только в масках», как выясни-­ лось опытным путем, рабо­- тает.

Ради интереса прогулялись без маски и по магазинам вне торгового центра, с отдельными входами с улицы. Магазин одежды посетили без замечаний. Павильон цветов — тоже. Сантехники — аналогично. А вот в обувном, наконец-то, нас попросили надеть маску или взять одноразовую на входе. Отсюда вывод: правила работают, но не всегда и не везде. Часто приходится полагаться на сознательность самих граждан.

Пассажиры сознательнее

Зато в общественном транспорте ситуация идеальная. Все пассажиры — в масках. По-видимому, липчане уже усвоили, что без защитной повязки водитель может и не пустить в салон, а если и пустит, то не тронется с места, пока все вошедшие не прикроют лица.

Здоровье превыше всего

Требования, правила, страх за здоровье свое и своих близких — причин, почему липчане стали значительно дисциплинированнее, множество. Вместе с тем уже можно сформировать и целый список неудобств, причиняемых масочным режимом. Вот что нам рассказали люди на Центральном рынке.

Александр Долгополов (продавец):

— Мне в маске очень неудобно. Часто попадаются с короткими резинками, которые больно давят на уши. Перчатки вообще не могу надеть — у меня руки крупные, натруженные. Масочный режим соблюдаю, иначе нельзя. На рынке за этим строго следят. Если заметят, что мы обслуживаем человека без маски, оштрафуют на пятьсот рублей.

Римма Круглова (продавец):

— К торговле на улице требования не столь жесткие. Да, мы должны быть в перчатках, использовать маски, но если время от времени будем спускать их на подбородок, это не будет грубым нарушением. Тем более, между нами и клиентами в любом случае больше метра. Бывает, просто приходится сдвигать маску: в ней меня не каждый может расслышать. А в нашем деле часто бывает так: не расслышал покупатель — пошел дальше.

Тамара Филатова (покупатель):

— Среди моих знакомых, к счастью, никто не заразился коронавирусом, но я все равно не рискую. Основное время провожу дома. Выхожу только в случае необходимости — за продуктами, например. Маску надеваю и в закрытых торговых точках, и на улице. Да, некомфортно. Я ношу очки, и поэтому часто из-за маски стекла запотевают. Но лучше это перетерпеть, чем оказаться в инфекционке. У меня всегда с собой есть чистые маски на смену. Сейчас их купить не проблема.

Наталья Емельянова (продавец):

— Мне находиться в маске несколько часов подряд не тяжело, я к этому уже привыкла: весной работала в магазине, а там это было обязательным требованием. К тому же я очень серьезно отношусь к сообщениям о новом заболевании. Мне самой 63 года, мужу — 68, маме — 82. Люди старшего поколения в группе риска. Так что я всегда и везде, не только здесь, соблюдаю масочный режим и ношу перчатки. Когда прихожу домой, первым делом обрабатываю перчатки антисептиком, потом снимаю их, выбрасываю и мою руки.